Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Олимпиада по истории 7 класс решать онлайн

Олимпиада по истории России 7 класс, задания с ответами

Чтобы подготовиться к олимпиаде по истории России мы предлагаем использовать учащимся 7 класса комплект заданий, которые вы найдете на этой странице. Представленные примеры олимпиадных заданий были составлены для учителей истории, которые хотят, чтобы их воспитанники знали историю своей страны и смогли добиться высоких результатов на олимпиаде.

Учащимся 7 класса предлагается ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий, требующих написания развернутого ответа. Чтобы оценить результаты выполнения представленных заданий, ученики смогут свериться с правильными ответами и решениями, указанными внизу страницы.

Олимпиада по истории России 7 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
А) мастерская
Б) цех
В) мануфактура
Г) фабрика

2. В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
А) в Рязани
б) в Ярославле
В) в Смоленске
Г) в Нижнем Новгороде

3. Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
А) Василий Шуйский
Б) Михаил Фёдорович Романов
В) польский королевич Владислав
Г) Алексей Михайлович Романов

4. Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
А) приказные люди
Б) ясачные люди
В) посадские люди
Г) приборные люди

5. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
А) Судебник
Б) Закон государства Российского
В) Русская правда
Г) Соборное уложение

6. Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А) учреждение Сената, Синода, коллегий
Б) Крымские и Азовские походы
В) Семилетняя война, учреждение Московского университета
Г) раскол Русской Православной церкви, восстание С. Разина

7. Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
А) Прутский
Б) Ништадский
В) Каспийский
Г) Балтийский

8. Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:
А) сохранение и укрепление крепостного права
Б) активная внешняя торговля
В) введение подушной подати
Г) ослабление абсолютизма

9. Какое учебное заведение было открыто в 1687г.:
А) Славяно-греко-латинская академия
Б) Академия наук
В) Московский университет
Г) первая цифирная школа

10. В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:
А) отсутствие регулярной армии
Б) слабое развитие мануфактурного производства
В) отсутствие флота
Г) всё перечисленное

Открытые вопросы

Вопрос 1
По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Вопрос 2
Что или кто является лишним в ряду?
1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Вопрос 3
Расположите в хронологической последовательности:
А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова
Б. Царствование Бориса Годунова
В. Избрание Михаила Романова царём
Г. Период «семибоярщины»
Д. Царствование Лжедмитрия I

Вопрос 4
Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

Вопрос 5
Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:
1. …рдынский выход, б…с…рмены, б…скаки, …рлык, н…й…н.
2. Р…формация, к…льв…низм, пр…тес…ан…ство, лют…ранство, …..зуиты.

Олимпиада по истории. 7 класс.
олимпиадные задания по истории (7 класс) на тему

Олимпиадные задания для семиклассников от тестовых до проблемных, предусматривающих не только знание фактов, понятий, событий, но и умение ориентироваться в историческом времени и пространстве, работать с историческими документами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

I. Выберите правильный ответ (по 1 баллу).

1. Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А) вандалов Б) франков В)остготов Г) гуннов

2. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне:

А) на верхней Б) на самой нижней В) не входили в феодальную лестницу

3. Средневековые цеха- это союз:

А) ремесленников Б) торговцев В) феодалов Г) зависимых крестьян

4. Укажите понятия, относящиеся к христианству:

А) икона Б) гильдия В) мечеть Г) церковь Д) священник

5. Кто из данных исторических деятелей был участником крестовых походов:

А) Карл Великий Б) Фридрих I Барбаросса В) Фердинанд Арагонский

6. Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).

1) средние века А. место прибывание монахов

2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV век.

3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой штукатурке

4) бриты Г. система власти католической церкви

5) фреска Д. глава государства у арабов

6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию

7. Соотнесите даты и события. Ответы впишите в таблицу(4 балла).

1) падение Западной Римской империи А. 630 г.

2)образование арабского халифата Б. 863 г.

3) создание Кириллом и Мефодием

славянской письменности В. 800 г.

4)провозглашение КарлаI императором Г. 476 г

8. Основателем Древнерусского государства летописи называют:

А) Олега Б)Рюрика В) Игоря Г) Святослава

9. Древнейшей летописью, дошедшей до нас, является:

А) « Слово о законе и бдагодати» В) « Повесть временных лет»

Б) « Слово о полку Игореве» Г) «Чтение о житии и погублении»

10. Значение Куликовской битвы сотояло в том, что она привела к следующему событию:

А) падение Ордынского ига В) разгрому главных сил Орды

Б) объединению Русских земель Г) распаду Орды

11. Земля передавалась дворянам:

А) в награду за верную службу

Б) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы

В) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель

Г) для надзора за крестьянами

12. Первым русским царём был:

А) Иван IV Б) Василий III В) Михаил Романов Г) Иван III

13. Расположите в хронологической последовательности (4 балла):

А.Судебник Ивана III В. стояние на реке Угре

Б. первый Земский собор Г. венчание Ивана IV на царство.

14. Вставьте вместо пропусков.

Иван III провозгласил себя______________ , подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами. Иван III стал появляться с символами власти — _______________ и _____________ .

15. Познакомьтесь с историческим портретом. Назовите имя государя.(5 баллов)

Он вступил на царский престол в возрасте 16 лет не по наследству, а по случаю его избрания Земским собором. Новый царь поставил перед собой одну цель – восстановить экономическое развитие Руси после страшного десятилетия. Он был добр, набожен, очень любил цветы.

16. Метрология – наука, изучающая меры длины, веса, объема. Перед вами загадка из области метрологии. (5 баллов)

Эта единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по

известной поговорке, невозможно укусить. Назовите её.

17. Расшифруйте шараду. (3 балла)

Первое — небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

второе — русское национальное блюдо,

целое слово — одна из феодальных повинностей.

18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.(3 балла)

1. Боярская дума, период, семь, власть, смута, бояре.

2. разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.

3. реформы, православная церковь, русский, противник, Никон, разделение, сторонник.

19. Загадка архивариуса.(5 баллов)

К какому периоду истории России относится следующее описание.

История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течении 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала ее потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути ее будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путем этого длительного обхода вернулась к исходной точке.

20. Проблемный вопрос.(5 баллов)

Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жёг огнём чужих и своих слуг, бояр и дворян, однако народного возмущения не последовало. Многие историки задаются вопросом: почему народ не восстал против тирана? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Читать еще:  Немецкий язык онлайн бесплатно с нуля

К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ

СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

I. Выберите правильный ответ (по 1 баллу).

1. Толчком к Великому переселению народов послужило вторжение из глубин Азии кочевников:

А) вандалов Б) франков В)остготов Г) гуннов

2. На какой ступени феодальной лестницы находились крестьяне:

А) на верхней Б) на самой нижней В) не входили в феодальную лестницу

3. Средневековые цеха- это союз:

А) ремесленников Б) торговцев В) феодалов Г) зависимых крестьян

4. Укажите понятия, относящиеся к христианству(3 балла):

А) икона Б) гильдия В) мечеть Г) церковь Д) священник

5. Кто из данных исторических деятелей был участником крестовых походов:

А) Карл Великий Б) Фридрих I Барбаросса В) Фердинанд Арагонский

6. Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).

1) средние века А. место прибывание монахов

2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV век.

3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой штукатурке

4) бритты Г. система власти католической церкви

5) фреска Д. глава государства у арабов

6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию

7. Соотнесите даты и события. Ответы впишите в таблицу(4 балла).

1) падение Западной Римской империи А. 630 г.

2)образование арабского халифата Б. 863 г.

3) создание Кириллом и Мефодием

славянской письменности В. 800 г.

4)провозглашение КарлаI императором Г. 476 г

8. Основателем Древнерусского государства летописи называют:

А) Олега Б)Рюрика В) Игоря Г) Святослава

9. Древнейшей летописью, дошедшей до нас, является:

А) « Слово о законе и бдагодати» В) « Повесть временных лет»

Б) « Слово о полку Игореве» Г) «Чтение о житии и погублении»

10. Значение Куликовской битвы сотояло в том, что она привела к следующему событию:

А) падение Ордынского ига В) разгрому главных сил Орды

Б) объединению Русских земель Г) распаду Орды

11. Земля передавалась дворянам:

А) в награду за верную службу

Б) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы

В) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель Г) для надзора за крестьянами

12. Первым русским царём был:

А) Иван IV Б) Василий III В) Михаил Романов Г) Иван III

13. Расположите в хронологической последовательности (4 балла):

А.Судебник Ивана III -2 В. стояние на реке Угре — 1

Б. первый Земский собор -4 Г. венчание Ивана IV на царство -3.

14. Вставьте вместо пропусков.

Иван III провозгласил себя Государем всея Руси , подчеркивая тем самым, что он держит землю сам, не подчиняясь власти ордынских ханов. На торжественных приемах он восседал на греческом троне, подаренном Палеологами. Иван III стал появляться с символами власти — скипетром и державой .

15. Познакомьтесь с историческим портретом. Назовите имя государя.(5 баллов)

Он вступил на царский престол в возрасте 16 лет не по наследству, а по случаю его избрания Земским собором. Новый царь поставил перед собой одну цель – восстановить экономическое развитие Руси после страшного десятилетия. Он был добр, набожен, очень любил цветы. Михаил Романов

16. Метрология – наука, изучающая меры длины, веса, объема. Перед вами загадка из области метрологии. (5 баллов)

Эта единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по

известной поговорке, невозможно укусить. Назовите её. — Локоть

17. Расшифруйте шараду. (3 балла)

Первое — небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

второе — русское национальное блюдо,

целое слово — одна из феодальных повинностей. Барщина

18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.(3 балла)

1. Боярская дума, период, семь, власть, смута, бояре. — Семибоярщина

2. разделение труда, предприятие, ручная техника, основанный.- Мануфактура

3. реформы, православная церковь, русский, противник, Никон, разделение, сторонник.- Раскол

19. Загадка архивариуса.(5 баллов)

К какому периоду истории России относится следующее описание.

История Европы не знает другой революции, которая казалась бы столь бесплодной по своей развязке и своим последствиям. В течении 10 лет эта революция расшатывала всю страну, заливала ее потоками крови и покрывала развалинами, но сама не внесла в народную жизнь ни одного нового начала, не указала нового пути ее будущему развитию. Она пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом. Пройдя сквозь многие смены династий и политических и социальных порядков, Россия самодержавных царей путем этого длительного обхода вернулась к исходной точке. — Смута

20. Проблемный вопрос.(5 баллов)

Царь Иван Грозный рубил головы, топил, жёг огнём чужих и своих слуг, бояр и дворян, однако народного возмущения не последовало. Многие историки задаются вопросом: почему народ не восстал против тирана? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

ВСЕГО- 55 баллов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы.

Разнообразные задания по истории Древнего мира для пятиклассников, также прилагаются ответы.

Олимпиада по истории древнего мира 5 класс.

Олимпиада для учащихся коррекционого класса.

Школьный тур олимпиады по истории, 7 класс.

Задания разработаны с учётом методических рекомендаций и посильности для обучающихся 5 классов.

Задания составлены с учётом методических рекомендаций и посильности обучающихся 6-х классов.

Олимпиада по истории 7 класс

Школьный этап олимпиады по истории. 7 класс.

2019-2020 учебный год

Часть 1. При выполнении заданий 1–22 обведите кружком номер правильного ответа

1.Предками русских, украинцев и белорусов были:

А) франки Б) германцы В) восточные славяне Г) южные славяне

2.Причиной создания Древнерусского государства была:

А) появление местных княжений Б) общая военная угроза В) развитие торговли

3.Какое событие «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

А) призвание Рюрика в Новгород на княжение Б) крещение князя Владимира

В) первый договор князя Олега с Византией Г) восстание древлян

4.Укажите, какое из перечисленных имен не связано с легендой об основании Киева.
А) Кий Б) Хорив В) Рюрик Г) Щек

5. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?

А) VIII в. Б) IX в. В) X в. Г) XI в.

6.Объезд князем и его дружины своих владений с осени до весны:

А) полюдье Б) обход В) повоз Г) ополчение

7.Первый свод письменных законов Древней Руси назывался:

А) Русская Правда Б) Судебник В) Урок Ярославичам Г) Соборное Уложение

8. Первая известная летопись на Руси:

А) «Слово о полку Игореве» Б) «Поучение Владимира Мономаха»

В) «Повесть временных лет» Г) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

9. Убийство Бориса и Глеба произошло по приказу:

А) Ярослава I Мудрого Б) Святослава Черниговского В) Святослава I Окаянного

10.К причинам распада Древнерусского государства в XII веке не относится
А) сложившийся в Древнерусском государстве порядок управления
Б) отсутствие твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола
В) действие единого свода древнерусских законов – Русской Правды
Г) изменения в хозяйственной жизни страны

11.Тип государственного устройства, который предполагает широкое участие населения в делах управления посредством веча.

А) Монархия с большой ролью боярства в жизни общества (сословная монархия)

Б) Монархия с главенствующей ролью князя (абсолютная монархия)

В)Боярская республика с решающей ролью вече

12. Период феодальной раздробленности характеризуется :

А) обособлением земель-княжеств; Б) упадком городов и торговли;

В) интенсивным развитием сельского хозяйства; Г) укреплением обороноспособности княжеств

13.Прозвище «Тёмный» в истории получил московский правитель

А) Василий I Б) Иван I В) Василий II Г) Иван III

14. В результате Куликовской битвы:

А) возросла роль Москвы как центра объединения русских земель;

Б) была уничтожена Золотая Орда;

В) Русь попала в зависимость от Казанского ханства;

Г) усилилась зависимость Руси от Золотой Орды.

15.Прозвище Невский князь Александр Ярославович получил за:

А) проведение переписи населения в Новгороде Б) поездку к хану Орды за ярлыком

В) победу над ордынцами Г) разгром шведского отряда

16. Ордынские чиновники, которые собирали дань:

А) бесермены Б) беки В) баскаки Г) эмиры

17.Духовный лидер, от которого Дмитрий Иванович получил благословление накануне Куликовской битвы:

Читать еще:  Онлайн планер дел

А) Сергий Радонежский Б) митрополит Петр В) митрополит Алексий Г) патриарх Никон

18. Князь, в правление которого Москва становится центром Русской православной церкви:

А ) Иван Калита Б) Дмитрий Донской В) Александр Невский

19. Прочтите отрывок из источника и укажите век, когда произошли описанные события.

Это сражение произошло на льду озера. Враги были хорошо вооружены и были уверены в своей победе, но хитростью их удалось заманить на лед. Мужественно сражались русские воины и разгромили врага. Много было убито, взято в плен, а часть врагов ушла под тяжестью своих доспехов под лед.

А) XII в. Б) XIII в. В) XIV в. Г) XV в.

20. Река, на берегу которой произошло стояние войска Ивана III и Ахмата:

А) Угра Б) Дон В) Непрядва Г) Калка

21.Какое событие произошло позже всех?

А) Первое упоминание о Москве

Б) Крещение Руси

В) Ледовое побоище

Г) Принятие первого Судебника единого государства

Д) Нашествие Батыя на Русь

22. Современниками были:

А) Хан Мамай и Сергий Радонежский

Б) Княгиня Ольга и Марфа Посадница

В) Святослав и Цимисхий

Г) Иван Калита и Тохтамыш.

1.К зависимому населению на Руси относились (укажите все зависимые слои населения)
А) бояре Б) закупы В) люди Г) холопы Д) рядовичи Е) челядь Ж) смерды
Ответ: ___________________________________________________________

2.Впиши пропущенные слово и дату.

Решения о совместной борьбе с половцами и самостоятельном правлении в землях, доставшихся от отцов, русские князья приняли на съезде в городе ___________________ в _____________ году.

3.Кто лишний в этом ряду?

А) Дмитрий Иванович Б) Владимир Андреевич В) Дмитрий Боброк Г) Нестор

4. Запишите пропущенный термин, о котором идёт речь:

___________________ — жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяние святых. Создавалось после смерти святого.

5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

Земледелие, кочевое скотоводство, охота, ремесло, рыболовство.

6. Установите соответствие между событием и князем, с именем которого связано данное событие

7.Установите соответствие между названиями произведений древнерусской литературы и их авторами.

1) «Слово о законе и благодати» А) митрополит Иларион

2) «Повесть временных лет» Б) Владимир Мономах

3) «Поучение детям» В) Нестор Летописец

Г) Ярослав Мудрый

8.Расположите события в хронологическом порядке.
А) стояние на Угре
Б) Невская битва
В) Куликовская битва
Г) битва на Калке
Д) Ледовое побоище
Ответ: _____________________

9. Рассмотрите схему и ответьте на вопросы.

1)Название сражения _______________________________________________________________

10. Рассмотрите карту и выполните задания к ней. Найди отрывок текста, который по своему описанию соответствует данной карте:

1)«И была здесь злая сеча для немцев… и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей. Так что и лед на замерзшем острове подломился….»

2)« И отбили татар от берега, и много дней подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая когда замерзнет река. Когда же река замерзла… наши отступили от берега, тогда татары одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться…»

3)« Известно стало, что божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую … и идет на русскую землю… Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: « Иди против безбожных.. не устрашаясь обязательно поможет тебе бог».

1 1.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:

Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов.

12. Прочитайте отрывок и укажите, о каком событие идет речь:

Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу.

Прочитайте отрывок. Идолы были низвергнуты, изрублены и сожжены, а главный из них — идол Перун был с позором привязан к хвосту лошади и стащен к реке. По дороге его били палками, а потом сбросили в Днепр и течение его унесло. После этого князь объявил: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня»

1) о каком событие идет речь___________________________________________________________

2) когда оно произошло _____________________________________________________________

3) какое имело значение? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи к олимпиаде по истории 7 класс

Олимпиада по истории 7 класс решать онлайн

Олимпиады по истории

Информация

О компании: Здесь вы найдете материалы для подготовки к олимпиадам по истории: тематические подборки и тесты, авторские статьи и лекции, а также важные новости из олимпиадного мира. Показать полностью…

Все вопросы и предложения отправляйте в личные сообщения паблика. ВСЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ, НЕ СОГЛАСОВАННЫЕ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ СООБЩЕСТВА, БУДУТ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО УДАЛЯТЬСЯ !

ЗАДАНИЯ, СОЧИНЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИОГРАФИИ НАХОДЯТСЯ В РАЗДЕЛЕ «ДОКУМЕНТЫ».

Другое

Действия

2 769 записей Предложить новость

Дорогие подписчики, несмотря на долгое ожидание всеросса, все больше и больше людей задумывается о подготовке к ЕГЭ по истории.

Как и что делать, если ты готовился к олимпиадам

Что делать, чтобы не перемудрить и не срезать себе баллы Показать полностью…

Какие самые типичные ошибки можно избежать

Все это вы узнаете на встрече от преподавателя Ассоциации победителей олимпиад, Центра педагогического мастерства и администратора группы «Олимпиады по истории».

Время поступать! Время собирать камни истории!

СПРАВОЧНИКИ И КНИГИ С ТРЕНИРОВОЧНЫМИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ ОТ ПОДПИСЧИКА

ПОСТЫ ОТ ПОДПИСЧИКОВ — ГВАРДИЯ В БИТВЕ ПРИ АУСТЕРЛИЦЕ

Битва при Аустерлице, называемая «битвой трёх императоров», стала тяжёлым испытанием для русской гвардии и боевым крещением для Кавалергардского полка.

Конная гвардия — элита русской армии. Показать полностью…

С восшествием на престол Александра I в стране, как это часто бывает с воцарением нового монарха, начались перемены. Реформы коснулись и армии, в том числе старейшей конногвардейской части империи — Кавалергардского полка. Изменения произошли как во внешней стороне (фасон мундира, были отменены букли, косы и пудра, кавалергардов лишили нагрудных кирас — отличительного элемента защитного вооружения тяжёлой конницы), так и в организационной (к четырём эскадронам полка добавили пятый, сообразно остальным кирасирским частям). И всё-таки полк оставался частью парадной и церемониальной, блистая на манёврах и приёмах. Даже нижние чины, набиравшиеся из солдат армейских полков тяжёлой кавалерии чей рост был не менее 186 сантиметров, носили броский мундир, а эскадроны кавалергардов были разделены по мастям лошадей — в 1 и 5-ом лошади были гнедыми, во 2 и 4-ом — вороными, в 3-ем — серыми.

Среди офицеров и юнкеров полка были представители самых знатных родов и военных династий, среди которых храбрость на поле боя и верность престолу ценились превыше всего. Например, в 1801 году эстандарт-юнкером в полк был принят Денис Васильевич Давыдов — настоящий образец лихого гусара мог прославиться как выдающийся командир тяжёлой кавалерии и гвардеец, если бы не его длинный язык. За «написание пасквильных басен» поручик Давыдов в 1804 году был переведён из кавалергардов в Белорусский гусарский полк с сохранением чина. Сплочению полка и его высокой выучке много способствовал его бессменный командир — Николай Иванович Депрерадович 2-ой. В отличие от шефа полка генерала Уварова, он был боевым офицером, посвятившим свою жизнь службе, а не интригам и придворным играм. Именно его стараниями полк превратился в одну из лучших частей не только по своему статусу, но и боевым качествам — за 20 лет командования (с 1803 по 1823 год) полк стяжал славу в целой череде крупных сражений, далеко не все из которых были триумфами русского оружия, однако раз за разом кавалергарды совершали подвиги на поле боя, оправдывая своё имя.

Боевое крещение полка состоялось в ходе войны III коалиции — первой войны с Францией в царствование Александра I. За весь XVIII век кавалергардам так и не удалось поучаствовать в боевых действиях, более того, только с александровского времени Кавалергардский полк стал собственно полноценной боевой частью. Примечательно, что первым сражением, в котором приняли участие кавалергарды, была знаменитая Аустерлицкая битва. Чем же запомнилась первая атака русских шевалье?

Читать еще:  Курсы сметчика с нуля онлайн

Русская гвардия — колосс на глиняных ногах?

2 декабря 1805 года состоялось одно из самых знаменательных сражений той эпохи — Аустерлицкое. Объединённая русско-австрийская армия не только не смогла воспользоваться преимуществом в силах и разгромить «корсиканское чудовище», но, более того, сама оказалась под угрозой полного уничтожения. Кавалергардский полк, присутствовавший на поле боя, находился в составе 2-ой колонны Гвардейского корпуса цесаревича Константина общей численностью около 10 000 человек при 28 орудиях — цвет русской армии. Гвардия была введена в бой уже в разгар сражения — цесаревич намеревался атаковать Працен и вернуть под контроль высоты, оставленные русскими войсками и взятые французами, с которых они могли угрожать всей союзной армии, ведя анфиладный огонь и фланкируя её движения. Успех контрудара гвардии мог обеспечить более-менее устойчивое положение частей армии, находившихся слева от гвардейцев, и сохранить возможность организованного отхода.

На деле всё обернулось иначе: атака 1-ой колонны гвардии не увенчалась успехом, и очень скоро эскадроны лейб-гвардии гусарского и конного полков были отброшены и рассеяны, несмотря на первоначальный успех. Преображенский полк был вынужден отбиваться от атак противника, прикрываясь виноградником, а Сёменовский, оставшийся в открытом поле, ощетинившись штыками, принял удар гвардейской кавалерии Наполеона — конных егерей, конных гренадёр и мамлюков, поддерживаемых стрелками линейной пехоты. Казалось, что судьба старейших полков русской армии решена: в лучшем случае могла повториться «нарвская история», когда русские гвардейцы обошлись почётной капитуляцией с сохранением знамён и оружия, в худшем — полкам грозило полное уничтожение.

Конница 1-ой колонны Гвардии была дезорганизована, и единственной надеждой на спасение пехоты были кавалергарды, подошедшие к ручью Раусниц, отделявшего семёновцев и преображенцев от товарищей. Когда до спасительной преграды оставалось всего 400 метров каре Семёновского полка было прорвано эскадроном мамлюков — французские кавалеристы врубились в строй гвардейцев и учинили резню, а преображенцы попали под массированный огонь вражеских стрелковых цепей. Дело принимало самый скверный оборот и теперь кавалергарды, дотоле никогда не участвовавшие в крупных сражениях, отличавшиеся придворным шиком и строевой выучкой, должны были спасти честь русской гвардии и два её старейших полка.

Подошедших к Раусницу кавалергардов со словами «Выручайте пехоту!» встретил сам цесаревич Константин. Французы не собирались отпускать добычу, успешно отбив несколько атак конногвардейцев и лейб-казаков и готовясь нанести гвардейцам смертельный удар. Первые три эскадрона кавалергардов во главе с командиром полка генерал-майором Депрерадовичем 2-м с ходу переправились через ручей и бросились на помощь товарищам. Первыми под удар кавалеристов попали стрелки 94-го и 95-го линейных полков, которые вели меткий огонь по русским шеренгам. Французы были сметены и рассеяны под копытами кавалергардских лошадей, что позволило преображенцам переправиться на левый берег ручья в относительном порядке. Однако Семёновскому полку грозил полный разгром.

Битва при Аустерлице: самоубийственная атака русских кавалергардов.

В этот момент оставшиеся два эскадрона кавалергардов пересекли ручей и рысью приблизились к семёновцам. Всадники бросились на французов, которые вознамерились было взять знамёна одного из старейших полков русской армии! Началась свалка, в которой начали одерживать верх русские кавалеристы — противник был утомлён схваткой и дезорганизован, однако на помощь бросились гвардейские конные егеря и конные гренадёры — элита французской кавалерии во главе с прославленным маршалом Бессьером. Теперь уже семь эскадронов французов навалились на два кавалергардских, на помощь которым поспешили ещё два, помогавшие преображенцам. И всё-таки силы были неравны — русские конногвардейцы были опрокинуты и в беспорядке отступили к своим. Один из эскадронов под командованием князя Репина и взвод Альбрехта были окружёны противником, однако гвардейцы, не желая сдаваться, сражались до конца.

Из почти двух сотен кавалергардов, окружённых противником, большая часть остались лежать у подножья Праценских высот — в эскадроне Репина в было пленено лишь 18 нижних чинов и 8 офицеров, во взводе корнета Альбрехта в живых остался лишь сам командир — тяжелораненый он едва не был заколот французским пехотинцем, решившим поживиться добычей после окончания сражения, и взят в плен. Впрочем, французским гвардейцам во время рубки тоже крепко досталось — по разным оценкам потери французов составили 130−170 человек. То, какое значение успеху конной гвардии над кавалергардами придавал сам Наполеон, свидетельствует один эпизод, случившийся уже после сражения. Командир мамлюков — полковник Рапп, героически сражавшийся в этом бою, раненый русскими кавалергардами и чудом избежавший плена после того, как его сабля переломилась, — лично рапортовал императору о своём успехе. Наполеон, наблюдавший за боем гвардейцев с ближайшего холма, отметил отвагу Раппа и сожалел о его ранении, а за героизм офицера пожаловал ему внеочередное звание — Рапп стал дивизионным генералом.

Не менее примечателен запечатленный в дневниках разговор Наполеона с пленным полковником Репниным. На вопрос Наполеона: «Кто старший?» — ему указали на князя. Император отметил героизм, с которым сражался полк, на что Репнин ответил:

— Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату.

— С удовольствием отдаю ее вам. А что это за молодой человек с вами? — обратил своё внимание на юношу рядом с Репниным.

— Это сын генерала Сухтелена. Он служит корнетом у меня в эскадроне.

— Молодость не мешает быть храбрым! — смело ответил семнадцатилетний Сухтелен.

— Хороший ответ, молодой человек! Вы далеко пойдете, — заключил император.

Битва при Аустерлице: триумф французов и школа для русских.

Гвардия понесла ощутимые потери, особенно чувствительными были потери Кавалергардского полка, однако бой был ещё не закончен. Отойдя за Раусниц, гвардейцы были приведены в порядок и готовы к продолжению боя. Однако французы не предпринимали активных попыток переправиться и развить атаку на этом участке, довольствуясь пассивностью действий цесаревича и громя остальные группировки. Только с прибытием к месту дислокации полка его шефа, генерала Уварова, бывшего по совместительству адъютантом Александра I, стало ясно, что союзная армия разгромлена, а гвардии поручено прикрывать отход войск. Уже затемно последними с поля боя снялись кавалергарды. Кровавый день Аустерлицкого побоища подошёл к концу.

Участие Гвардейского корпуса в сражении принято критиковать как из-за командования цесаревича Константина, так и за собственно боевые качества гвардейских полков, которые оказались не на высоте. Русской гвардии не хватало тактической выучки и опыта, ведь это была первая кампания с участием целых гвардейских полков со времён Петра Великого! Неудивительно, что привыкшая к столичной жизни гвардия по своим качествам далеко отстояла от французских гвардейцев, некоторые части которых сражались без перерыва начиная с 1796 года.

О недостаточной подготовке личного и командного состава русских свидетельствует несколько примечательных эпизодов той битвы — беспорядочная атака гвардейских гусар, бросившихся на врага не дожидаясь товарищей и попавших в огневой мешок, бой лейб-гвардии Конного полка, встретившего атаку всадников неприятеля на месте, а потому совершенно рассеянного гвардейскими конными егерями. Однако история Кавалергардского полка в тот день пополнилась не только первым боевым опытом, но по-настоящему героическими страницами — русские кавалергарды бились, как львы, и если и попадали в плен, то только будучи ранеными и более не в силах держать оружие. Слава бесстрашных рубак была оплачена дорогой ценой: из строя выбыло 250−300 человек, полк лишился трети своего состава и около 40% офицеров, большая часть из которых пали, защищая Семёновский полк.

Аустерлицкое сражение явилось своего рода прививкой для русской гвардии — с тех пор гвардейские полки всё больше приводятся в соответствие тактическим и техническим требованиям времени, став настоящей элитой армии. Исключением не были, разумеется, и кавалергарды — самая боеспособная гвардейская кавалерийская часть. В 1812 году им были возвращены кирасы, спасшие не одну солдатскую жизнь, а в Отечественную войну кавалергарды участвовали во всех крупных сражениях и, конечно же, в генеральном — Бородинском.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×