Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория музыки онлайн

Теория музыки

В рубрике «Теория музыки», вы узнаете, что это такое, для чего нужно и кому необходимо. Также ниже будут идти отдельные бесплатные уроки как для начинающих чайников, так и для профи. Там мы подробно будем раскрывать теоретические вопросы данной темы.

Что такое теория музыки

Вот лишь некоторые дисциплины (разделы теории музыки):

  • Инструментоведение — изучение музыкальных инструментов
  • Оркестровка — изложение музыки для оркестра
  • Гармония — дисциплина об организации музыки
  • Полифония — изучение полифонических композиций
  • Ритмика — изучает метр и ритм
  • Музыкальная форма — дисциплина о строении произведения

Еще сюда входят дополнительные курсы по теории музыкального содержания, современной композиции, музыкальной текстологии и многое другое.

Несмотря на то, что сейчас очень много информации, у многих все равно сидит каша в голове из обрывков каких-то знаний. В итоге, некоторым людям кажется, что это все очень легко. Ведь они вроде бы и понимают информацию, но применить не могут. Поэтому им кажется, что это легко.

Кому-то наоборот, кажется, что очень сложно. Как правило, они открывают классические учебники по теории музыки и думают — «Зачем мне это все нужно, что это такое и как я могу применить на практике?»

У нас много учебников по теории музыки. Многим из них уже по 50 лет. При этом они не теряют своей актуальности потому что они рассчитаны на классическую школу.

То, что мы изучаем сейчас, у нас даже нет такого количества жанров, как в классической музыке. У нас нет чего-то глобального сейчас. Мы не пишем оперы, симфонии и так далее.

Поэтому теория музыки — это основная база, которую еще никто не отменял. Там все очень грамотно написано и систематизировано.

Но если вы занимаетесь современной музыкой, вам все же придется изучить эту базу и начать двигаться дальше.

Почему важно знать музыкальную теорию

Музыкальную теорию нужно обязательно знать всем, кто занимается музыкой. И не важно, вокалисты, гитаристы или барабанщики! Все, кто играет на каких-то инструментах, поет, сочиняет песни обязательно нужно знать основную базу.

К сожалению, очень часто можно слышать от многих музыкантов, что они снимают партии на слух. Поэтому им не нужно знать ноты, интервалы и тому подобное.

Попадаются и барабанщики, которые играют уже более пяти лет и за все это время не выучили нот. Мало того, что не выучили, так они даже и не собираются этого делать. Они считают, что это вовсе не обязательно.

В классическом исполнении нотный материал называют нотным текстом. Слово «текст» стоит тут не случайно. Ведь по сути нотный текст- это тоже самое, что книги, учебники с обычным печатным текстом. И чтение с листа называют потому что это действительно, очень похоже на простое чтение.

Когда ты знаешь ноты и умеешь играть, фактически, это становится очень легко. Ты можешь даже, не проигрывая услышать то, что написано.

С учетом того, что ноты называют текстом, представьте, что вы учитесь в общеобразовательной школе и не умеете читать. То есть, не знаете букв.

Бесспорно, вы сможете чему-то научиться. Например, посмотреть различные обучающие видео. Но читать вы все равно не умеете.

И многому вы все равно не научитесь, пока не сможете нормально читать. Ведь в таком случае большой пласт человеческих знаний для вас просто будет не доступен.

Тоже самое относится и к музыке. Особенно когда вы не знаете теории хотя бы каких-то элементарных вещей. Здесь будет абсолютно тоже самое, что и в вышеприведенном примере.

Что важно в теории музыки для начинающих и профи

Теперь я скажу то, что нужно знать в теории музыки для начинающих и профи. Тем, кто занимается вокалом, играет на музыкальных инструментах и тем, кто пишет музыку. Очень часто спрашивают — «А что мне нужно знать, что почитать и так далее?»

Давайте начнем с вокалиста.

Я выше говорил, что знание нот — это грубо говоря, знание букв. Но вы должны понимать, что знать только буквы для вас будет недостаточно. Нужно научиться эти буквы складывать в слоги, после чего складывать в слова. Только тогда у вас будет полноценная картина.

После того, как вы будете знать музыкальную нотацию, вы должны переходить к изучению интервалов. Для вокалистов это самое главное!

Ясно же, что вы как вокалист, не будете петь аккордами и так далее. Поэтому стадию интервалов вы должны овладеть в совершенстве.

Знаете, люди, которые поют и не знают интервалов (например, не могут прописать себе бэк-вокал) будут всегда идти в слепую. Это все равно, что плыть в океане без карты и компаса.

В общем, интервалы очень важны! В них сразу проигрываем, поем.

Помимо гармонической составляющей (то что мы подразумеваем высотой звука, ноты), в музыке есть вторая очень важная ветка. Это временная составляющая. Это то, что называют длительностями.

В разные времена были больше тенденции. Например, где-то в гармонической составляющей в эпоху романтизма появлялись новые гармонии. Очень часто экспериментировали в этом направлении.

Сейчас такое время, когда в современной музыке очень важна ритмическая составляющая.

Самый элементарный пример, это когда придумали брейкдаун на нулях. Многие считают, что это приметив. Но на самом деле это гениально потому что никто не придумал ничего нового!

Наоборот, убрали лишнее и из средств остался только ритм. Там гармонии нет. Там фактически, только одна нота. Там остается только одно измерение и это ритм.

На самом деле это тоже очень важно и им нужно владеть в совершенстве. И вокалистом это нужно это понимать. Ведь они тоже поют под метроном (чаще всего записываются).

Для инструменталистов это еще важнее. А для барабанщиков это совсем супер важно потому что у них фактически, есть условная высота ноты.

Естественно, у барабанов есть высота звука. Они все отличаются по звуку и так далее. Но в целом, минимум гармонических средств у барабанщика, но при этом больше ритмических.

Теория музыки для композитора

Теперь поговорим про теорию музыки для композитора. Очень часто спрашивают о том, что мне нужно знать, чтобы начать писать музыку. Как, с чего начинать и так далее.

Давайте опять вернемся к музыкальной теории для чайников. Представим, что вы не просто ее знаете, а можете свободно применять.

В таком случае вы в полном объеме овладеваете игрой на инструменте. То есть вы сможете сразу свободно что-нибудь сыграть.

Для этого вам не нужно будет репетировать, долго сидеть и настраиваться. То есть вы играете уже совершенно свободно.

Тоже самое в плане теоретических знаний и применения, это касается и композитора. То есть как минимум, он должен уметь свободно сыграть цепочку аккордов. Только в таком случае у него появится нормальный инструмент для написания музыки.

После того, когда вы изучите теорию музыки в таком достаточном объеме, нужно сделать следующее. Если вы хотите написать свою песню, то открываете какой-нибудь понравившейся пример и затем анализируете его.

Например, проанализировать форму самой песни (куплет, припев). То есть вы сначала разбираете ее на составляющие и создаете некую форму. После этого анализируете сколько квадратов. Классически, припев идет четыре квадрата. Это четыре музыкальные фразы или четыре строчки текста.

Вот все это вы анализируете более подробно. Например, где-то там есть переходы, где-то может быть модуляция и так далее. В итоге вы уже запасаетесь такими инструментами, из которых потом будете лепить свою песню.

После этого анализируйте гармонию.

Ведь есть много шедевров, в которых два аккорда и две ноты на вокале. Но в итоге выглядит все это гениально. Вот в этом и заключается композиторское мастерство.

Читать еще:  Курсы английского языка онлайн бесплатно для начинающих

Чего не хватает тем, кто пишет музыку?

В принципе, не сложно придумать вокальную мелодию. Но чтобы это звучало, должна быть так называемая аранжировка. А это как раз-таки большой набор средств, которые можно грамотно применять.

Конечно же, сегодня нужно обладать своим музыкальным вкусом и талантом. Ведь композиторство — это творческий процесс. К нему можно подойти только с умом и фантазией.

В современной музыке в отличие от классической нет никаких рамок. Фактически, вы можете делать все что душе угодно.

Но в тоже время вы должны понимать, что многие хотят что-то придумать такое, чего еще не было. Например, я сделаю так, как не надо делать потому что до этого еще никто не делал. И тем самым придумаю что-то новое.

Скажу, что вы так ничего нового не придумаете!

До вас так не делали не потому что они до этого не додумались, а потому что это просто не звучит. Поэтому старайтесь получать знания, применять их грамотно и слушать много разной музыки.

Напоследок перед изучением

Теперь вы знаете, что такое теория музыки и почему она так важна для всех, кто занимается таким искусством.

Возможно вы недавно начали работать в музыкальных редакторах и теперь хотите побольше узнать о том, как организованна музыка.

Может быть вы звукорежиссер и много лет занимаетесь записью и микшированием звука. А теперь хотите повысить свою музыкальную грамотность.

А может вы композитор и хотите разнообразить свои аранжировки. Может вы хотите научиться читать и писать партитуру. Или же просто хотите освежить в памяти материал, который проходили в музыкальной школе.

Вне зависимости от вышеперечисленного, для вас мы рассмотрим все азы музыкальной теории от А до Я. Ниже идут бесплатные уроки в виде статей. Они дадут вам ту необходимую базу знаний, который должен владеть каждый.

Сказать спасибо кнопками ниже:

Что такое звук

В этом материале мы более подробно рассмотрим, что такое звук, его скорость, громкость и другие важные определения. Также поговорим про частоту, высоту и ноты.

Что такое ноты

Вы узнаете, что такое ноты и для чего они необходимы в музыке. Рассмотрим все их названия и назначения.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой систему из пяти линеек, где записывается вся музыка. Покажу, как на нем нужно располагать ноты и музыкальные ключи.

Музыкальный ключ

Рассказываю, что такое музыкальный ключ и каких видов он бывает. Будут определения и примеры использования каждого типа ключа в музыке.

Музыкальный интервал

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как правильно нужно с ним работать. Разберем все виды и характеристики. Также дам много полезных советов по работе со всеми интервалами.

muzrock.com © 2020
Копирование материалов с этого сайта строго запрещено!

Уроки и статьи про создание музыки и звукозапись

Политика конфиденциальности Ι Пользовательское соглашение

Теория музыки онлайн

Это гибридный курс из 12 занятий, где теоретическая часть собрана в формате видео-уроков, а практическая целиком вынесена в 6 интерактивных онлайн-занятий. Упор делается на качественную обратную связь и интерактивную работу над конкретными техниками и приемами.

Это новый формат онлайн-курса, благодаря которому у вас будет максимум личного времени преподавателя при работе над конкретными «кейсами».

Рекомендую пройти курс. Особенно если планируете идти на курс по аранжировке.

Первые несколько занятий для тех, кто не учился в музыкальной школе. Основы. Дальше польза для всех. Выжимка музыкальной теории ориентированной на практику. В конспект заглядываю до сих пор, хотя курс прошел полтора года назад.

Еще один прекрасный курс позади, а я уже скучаю по занятиям и жду новый. На теорию музыки не могла не пойти, после того как прочитала описание.
Я как раз из тех, кто всю жизнь думал что сочинять красивые мелодии и подбирать на слух понравившиеся композиции — это врожденный талант. И это либо дано либо нет. И в моем случае просто не дано. Проучившись когда-то 7 лет в музыкальной школе на выходе я получила только умение читать ноты и неплохо играть. Никакой практической пользы. По факту я ничего не умела делать без нот. Все мои попытки что-то подобрать превращались в мучение и в конечном итоге я забросила инструмент на несколько лет. Поэтому шла я на этот курс с большой надеждой.

Очень много информации было для меня абсолютно новой, несмотря на бэкграунд. Учиться было не просто. И такое уже привычное состояние закипающего мозга на занятиях:)))) Но как всегда глаза боятся, а руки делают. И в итоге все у всех получается, потому что с таким преподавателем как Артур по другому и быть не может. Он прекрасно умеет структурировать материал, выжать самое важное и нужное, старается максимально просто объяснить то, что кажется дико сложным. И все это в купе с интересными практическими заданиями и прекрасным чувством юмора Артура! Скучно точно не будет!

А что в итоге. Я легко и быстро воспроизвела композицию заключительного домашнего задания. А потом просто наигрывала разные мелодии на заданную аккордовую последовательность и записывала их на диктофон, чтобы не забыть и выбрать для выполнения задания. Для меня это что-то невероятное! И что самое удивительное, я точно знала какие ноты нажимать, чтобы звучало хорошо. Не тыканье наобум как раньше, а абсолютное понимание того, что нужно делать. Как же это сокращает затраченное время! Я уже не говорю о том, какое расслабленное состояние у меня было и какое удовольствие от процесса я получала. Конечно, еще нужно много практиковаться, и я еще пока плаваю в аккордах, но оказывается я не безнадежна и уже что-то могу! Мне сложно передать мое состояние эйфории в тот момент! Потому что повторюсь, я всю жизнь жила с осознанием, что мне просто не дано! И благодаря Артуру и этому курсу этой установки в моей голове больше нет! И это чудесно!

Так что если среди вас есть такие же убежденцы, бегом на этот курс!

В очередной раз хочу поблагодарить команду профайл, учиться здесь одно удовольствие!
И бесконечная благодарность Артуру за то, что перевернул мое представление о самой себе!

Основы теории музыки

Музыка — вид искусства, в котором произведение создаётся последовательностью различных звуков.

Звук — физическое явление, порождаемое звуковыми волнами.

Звуки делятся на музыкальные (имеющие основную частоту колебания) и шумовые (не имеющие определённой частоты колебания)

Высота звука — характеристика звука показывающая частоту колебаний. Чем больше частота колебаний, тем выше высота звука.

В музыке используются звуки имеющие основную частоту от 16 до 4000 колебаний в секунду.

Название музыкальных звуков

До (C) — Ре (D) — Ми (E) — Фа (F) — Соль (G) — Ля (A) — Си (B или H)

Расположение музыкальных звуков на фортепиано

Расположение музыкальных звуков на гитаре

Вверху на схеме 1-ая (самая тонкая) струна, внизу — 6-ая (самая толстая).

Слева — названия звуков открытых струн: 1-E, 2-B (или H), 3-G, 4-D, 5-A, 6-E.

Внизу под схемой — номера ладов.

Обратите внимание, что на 12-м ладу такие же ноты, как и на открытых струнах,
а на 13 ладу, такие же, как и на 1 ладу.

Музыкальная нотация — нотная запись звуков

Музыкальная нотация — запись музыки при помощи нот.

Нота — графическое изображение музыкального звука.

Метр — равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты).

Такт — отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.

Размер такта — цифры в виде дроби, которые показывают строение такта. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель на длительность этих долей.

Читать еще:  Уроки рисования с андриякой смотреть онлайн

Например если размер такта 3/4, то это означает, что метроном должен отсчитать
три доли: 1 -2-3, причём на первую долю должен быть сделан акцент.

Если размер такта 2/4, то это означает, что метроном должен отсчитать
две доли: 1 -2, причём на первую долю должен быть сделан акцент.

Такт с размером в 4/4 состоит из двух тактов 2/4 и поэтому в такте будет четыре доли 1 -2- 3 -4, но акцент будет сделан не только на первую долю, но и на третью (причём акцент на первую долю будет сильней чем на третью)

Длительность нот — в музыке длительность нот имеет не абсолютное значение, а относительное (привязанное к метру)

Если мы возьмём такт 4/4, то целая нота будет длится целый такт (как в математике дробь 4/4 = 1) — 4 удара метронома.

Половинная нота будет длиться половину такта — 2 удара метронома.

Четвертная нота будет длиться одну четвёртую такта — 1 удар метронома.

Восьмая нота будет длиться одну восьмую часть такта — на 1 удар метронома можно сыграть 2 восьмые ноты одну за другой.

Есть и ещё более короткие длительности: шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвёртая, сто двадцать восьмая.

Запись высоты звука

Для того чтобы записать высоту звука используется нотный стан (нотоносец).

Нотный стан — пять горизонтальных параллельных линий, на которых размещаются ноты. Счёт линий ведётся снизу вверх.

Скрипичный ключ — знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.

Запись длительности звука

Запись пауз (время, когда нет звука)

Использование табулатуры для записи гитарной имузыки

Табулату́ра — форма записи музыки, где извлекаемые звуки показываются на схеме инструмента.

Гитарная табулатура представляет собой шесть линеек (6 струн гитары), на которых цифрами обозначены зажимаемые лады на грифе.

Часто гитарная табулатура совмещается с нотной записью (вверху нотная запись, внизу табулатура для гитары).

Нотная запись позволяет более точно записать музыку (длительность нот, различные ньюансы исполнения), а гитарная табулатура наглядно показывает на каких ладах какие струны зажимать.

Теория музыки онлайн

Это гибридный курс из 12 занятий, где теоретическая часть собрана в формате видео-уроков, а практическая целиком вынесена в 6 интерактивных онлайн-занятий. Упор делается на качественную обратную связь и интерактивную работу над конкретными техниками и приемами.

Это новый формат онлайн-курса, благодаря которому у вас будет максимум личного времени преподавателя при работе над конкретными «кейсами».

Рекомендую пройти курс. Особенно если планируете идти на курс по аранжировке.

Первые несколько занятий для тех, кто не учился в музыкальной школе. Основы. Дальше польза для всех. Выжимка музыкальной теории ориентированной на практику. В конспект заглядываю до сих пор, хотя курс прошел полтора года назад.

Еще один прекрасный курс позади, а я уже скучаю по занятиям и жду новый. На теорию музыки не могла не пойти, после того как прочитала описание.
Я как раз из тех, кто всю жизнь думал что сочинять красивые мелодии и подбирать на слух понравившиеся композиции — это врожденный талант. И это либо дано либо нет. И в моем случае просто не дано. Проучившись когда-то 7 лет в музыкальной школе на выходе я получила только умение читать ноты и неплохо играть. Никакой практической пользы. По факту я ничего не умела делать без нот. Все мои попытки что-то подобрать превращались в мучение и в конечном итоге я забросила инструмент на несколько лет. Поэтому шла я на этот курс с большой надеждой.

Очень много информации было для меня абсолютно новой, несмотря на бэкграунд. Учиться было не просто. И такое уже привычное состояние закипающего мозга на занятиях:)))) Но как всегда глаза боятся, а руки делают. И в итоге все у всех получается, потому что с таким преподавателем как Артур по другому и быть не может. Он прекрасно умеет структурировать материал, выжать самое важное и нужное, старается максимально просто объяснить то, что кажется дико сложным. И все это в купе с интересными практическими заданиями и прекрасным чувством юмора Артура! Скучно точно не будет!

А что в итоге. Я легко и быстро воспроизвела композицию заключительного домашнего задания. А потом просто наигрывала разные мелодии на заданную аккордовую последовательность и записывала их на диктофон, чтобы не забыть и выбрать для выполнения задания. Для меня это что-то невероятное! И что самое удивительное, я точно знала какие ноты нажимать, чтобы звучало хорошо. Не тыканье наобум как раньше, а абсолютное понимание того, что нужно делать. Как же это сокращает затраченное время! Я уже не говорю о том, какое расслабленное состояние у меня было и какое удовольствие от процесса я получала. Конечно, еще нужно много практиковаться, и я еще пока плаваю в аккордах, но оказывается я не безнадежна и уже что-то могу! Мне сложно передать мое состояние эйфории в тот момент! Потому что повторюсь, я всю жизнь жила с осознанием, что мне просто не дано! И благодаря Артуру и этому курсу этой установки в моей голове больше нет! И это чудесно!

Так что если среди вас есть такие же убежденцы, бегом на этот курс!

В очередной раз хочу поблагодарить команду профайл, учиться здесь одно удовольствие!
И бесконечная благодарность Артуру за то, что перевернул мое представление о самой себе!

Теория музыки онлайн

Коллекция лучших книг об истории оперы

ХVII век в искусстве Италии открывается оперой, drama per musuca, как называли ее современники. Новый жанр возник на стыке двух эпох – зародился на исходе 16 столетия, Показать полностью… а сложился и получил развитие в 17. Возникновение оперы было воспринято современниками как рождение нового стиля и означало для музыки глубокий переворот в средствах выразительности и формообразования.

Появление нового жанра было исторически подготовлено в атмосфере итальянского Возрождения. Первые создатели опер с своих работах руководствовались определенным эстетическим идеалом, сложившимся именно на почве Ренессанса. (гуманистическая основа эстетики, интерес к античным памятникам)

В большой мере рождение нового жанра было подготовлено сближением музыки и театра. Это различные виды спектаклей с музыкой: интермедии, драмы ит. авторов, реконструкции античных представлений. Музыка в драматических спектаклях при опоре на материал мадригала, или фроттелы тяготела к гомофонному складу.

Возникновение оперы связано с нарушением баланса между словом и звуком, возникшим в условиях строгого стиля и любого другого вокально-хорового письма.

Возникновение оперы также тесно связано с таким явлением, как академии — объединения представителей художественной элиты по смешанному профессиональному принципу: философы, ученые, живописцы, певцы. У каждой академии был свой устав. Обсуждались вопросы культуры и искусства, музыканты исполняли свои произведения. Одна из них была и флорентийская камерата, где и родилась сама по себе идея drama per musica, как нового стиля.

Кружок просвещенных любителей музыки, поэтов, ученых, гуманистов, собирался во Флоренции с 1580х годов в доме аристократа-дилетанта, графа Джованни Барди, а затем Якопо Корси. Отсюда обозначение: флорентийская камератта Барди-Корси. Туда входили певцы и композиторы: Якопо Пери, Джулио Каччини, теоретик и композитор Винченцо Галилей, поэт Оттавио Ринуччини, ученый филогог Джироламо Меи. Идеал участники камератты видели в греческой трагедии. В эстетическую программу флорентийцев входили определенные требования к музыке в новом синтезе искусств. Как «новый стиль» они провозглашали монодию с сопровождением, которую решительно противопоставляли хоровой полифонии строгого письма. Мелодия, по их мысли, должна идти за поэтической речью, за строкой стиха, а сопровождение только могло поддерживать ее гармонически, ограничиваясь указаниями цифровки. Это была эстетическая реакция на длительное господство полифонии, борьба против нее. Однако этот поворот оказался исторически подготовленным: в самом многоголосии 16 века утверждаются гармонические закономерности, крепнет значение вертикали. Крупнейшие ит. теоретики приходят к осознанию роли гармонии, а флорентийцы как бы подхватили эту тенденцию времени и выразили ее с предельной ясностью. Флорентийцы старались углубить выразительную силу музыкального искусства в его неразрывной связи со словом. Образцы им давала античная эстетическая мысль и древнегреческая трагедия, которую они хотели возродить.

Читать еще:  Онлайн изменение фотографий

Прежде чем были созданы первые «drama per musica», идея музыкально-поэтического синтеза получила частичное

воплощение у Винченцо Галилея в трактате «Диалог о старинной и современной музыке» и в опытах сочинения драматизированных сочинений под лютню. Галилей сочинял, и сам исполнял драматизированные песни на высокие поэтические тексты (Данте). Это, своего ода, предвестие оперных монологов.

В 1594 году возникла первая favola in musica (сказка на музыке) Дафна. Текст-Ринуччини, музыку написал Пери совместно с Каччини. Поэт почитался создателем произведения, а композитор подчинялся ему. Опера не сохранилась. Вскоре после Дафны композиторы приступили работе над новым произведением- «Эвридикой». Миф об Орфее соединяет две важнейшие темы – о любви и верности, и о великой силе искусства. Текст- Ринуччини, а музыка представлена в 2х вариантах: Пери 1600г, и Каччини 1601г.

Произведения назывались drama per musica – драма на музыке, через музыку. Это принципиально идеологическая установка. Оперный театр возникал в 1ю очередь как драматургическое явление, как пьеса, которая с помощью музыки была более выразительна подана.

Однако в увлечении древнегреческой трагедией флорентийцы не приблизились к образцам Эсхила, Софокла и Еврепида. Но это было невозможно, т.к. сюжеты, которые выбрали флорентийцы не использовались ни в одной древнегреческой трагедии. Такой сюжет не может иметь отношение к древнегреческой трагедии, т.к. в основе сюжета – древнегреческий миф, а это не одно и тоже. О музыке древнегреческих трагедий также практически ничего не известно. Древнегреческих мелодий было крайне мало, и далеко не все к концу 16-началу 17в. были найдены.

Ринуччини создал текст типичной пасторальной драмы. Пьеса закончилась счастливой развязкой – спектакль готовился к празднованию свадьбы Марии Медичи с Генрихом 4, трагич. Развязка была недопустима. Внешние черты др.греч. трагедии: хоры имели своих корифеев, о несчастье с Эвридикой повествовала вестница, об Орфее и явлении ему Венеры рассказывал его друг Арчетро. Пери и Каччини по-разному подошли к решению творческих задач.В центре внимания Пери – вокальные партии, мелодия, связанная с поэтическим словом, сопровождение сведено к цифрованному басу. Инструментальный ансамбль невелик: чембала, лютня, басовая лютня, басовая гитара (китарроне). Выписаны лишь соло трех флейт. Пери сам исполнял партию Орфея. В опере есть свободные монологи, эпизоды песенного характера, хоры в мадригальном складе. Пролог – хороший пример напевной декламации нового стиля – не речетатив, но и не песенная мелодия.

В опере есть свои слабости: Пери не достиг уровня сильнейших мадригалистов в передаче скорбных, глубоких эмоций; музыке в опере не хватило цельности форм.

Декаоративное решение было скорее всего пышным и помпезным.

В музыке Каччини усилино пасторально-идилличское начало, мягче по трактовке драматические эпизоды. Каччини расширил роль собственно пения в опере, особенно в радостных сценах. Он больше, чем Пери почувствовал в тексте пастораль, сказку, идиллию.

Греч. трагедию участники камераты ,конечно, не возродили. Они восприняли античность через пастораль: страдания любви, пастушеская идиллия, неожиданная разлука, нежная скорбь – все в духе времени. Флорентийцы создали новый жанр – до них не существовало музыкально-драматических спектаклей такого рода. Жанр оказался удивительно жизнеспособным и перспективным.

Источники первых оперных образцов: (4 жанра-предшественника оперы):

1)пышные придворные спектакли с музыкой – постановка драматической пьесы с муз.

Целые празднества, включающие постановку драматической пьесы.

4)ит. комедия масок дель арте.

Эти 4 жанра повлияли на становление первых оперных экспериментов. Помимо жанров существовала еще одна попытка найти новую музыкальную модель. Современник Пери, Каччини и Ринуччини Эмилио Кавальери в 1600г. поставил спектакль «Представление о душе и теле» Это один из первых образцов духовной оперы. Некоторые считают, что это образец оратории.

1. Придворные празднества. Ряд элементов, характерных для этого спектакля становятся неотъемлемыми чертами придворной оперы. Эти празднества реализуются не как репертуарный театр, а всегда по определенному «династическому поводу»: дни коронации, годовщины восшествия на престол, дни рождения членов царствующих фамилии, свадьбы. Если это скромное герцогство – то несколько балов, охота, пикники, большая театральная постановка. Если это богатый двор – то это недели, месяцы празднеств, конный балет (во Франции), рыцарские турниры. Существовал руководитель, который продумывал все до мельчайших деталей – создавал сценарий, заказывал, или подбирал музыку, подбирал труппу, певцов, музыкантов, актеров. Руководил и подготовкой, и проведением. Таким человеком был Эмилио Кавальери. Особое свойство таких спектаклей – «одноразовость»

Специально для постановки строились театры. Особое свойство таких спектаклей – «одноразовость». В том виде, с теми актерами, декорациями спектакль повториться не мог, это было неприлично. Пышность, одноразовый характер, публика – члены двора, те кого пригласили, прислуга двора. Билет нельзя было купить. Придворный спектакль, и один из типов ранней оперы – придворная – это по определению элитарное искусство. Спектакль был обильно насыщен музыкой. Спектакль был достаточно длинным. Могло быть до 5 актов, до и после двуххорные мадригалы, а в антрактах – интермедии. Интермедии-вставные сцены на античный сюжет.

2. Придворная пастораль.

Здесь мы узнаем, откуда в первых операх возникли сюжеты Дафны и Эвридики.

Пастораль – небольшое, очень изысканное драматическое произведение, обильно оснащенное музыкальными номерами. Самое главное – сюжет и тематика. Основная идея драматической пасторали уходит корнями в куртуазную культуру средневековья. Создается определенная ситуация, персонажи – нимфы и пастухи. Разыгрываются разнообразные варианты, любовный треугольник. Любовь, ненависть, верность неверность – круг вопросов, который обсуждается изысканным литературным языком, включая мифологические подтексты, и украшенный музыкальными элементами. Именно отсюда и заимствовали флорентийцы основные свои идеи.

3. Мадригальная комедия.

Некоторые исследователи не расценивают ее как жанр. Другая точка зрения: мадригальная комедия – это попытка создать новый жанр, но на иной основе. Была обречена на неудачу. Авторы попытались использовать уже существующие формы и технику – многоголосие.

4. Комедия Дель Арте.

По типажам и сюжету близка мадригальной комедии, но не является музыкальным театром как таковым, т.к. муз.фрагменты как и в пасторали играют вспомогательную, декоративную роль. Типология, развитая в комедии масок влияет на оперу, но минуя эксперименты флорентийцев. Через флорентийцев комедия оказала большое влияние на римскую оперу, на венецианскую, и на неаполитанские жанры – интермеццо. На основе интермеццо вырастает опера-буффа. И там открывается воздействие комедии масок на оперную культуру. В любом интермеццо есть одураченный старик, хитрый слуга, служанка, влюбленных, которые не могут соединиться.

«Представление о душе и теле» — еще одна попытка создать новый жанр. Это произведение оценивают по разному: как духовное или как ораторию. В ней есть черты и того и другого. Элементарное деление на оперу и ораторию – в опере действие показывается, а в оратории рассказывается. В представлении о душе и теле основу составляет теологический контекст. Два главных персонажа- душа и тела. К телу приходили разные пресонажи-аллегории — мирская жизнь. Тело было готово поддаться соблазну, а душа сдерживала. Периодически вклинивался хор, который комментировал с теологической точки зрения то, что происходит на сцене. Есть мини-ораториальность (3 персонажа) и мини-действие (другие персонажи приходят и уходят).

— Мугинштейн. Хроника мировой оперы
— Черкашина. Историческая опера эпохи романтизма
— Чёрная. Беседы об опере
— Чешихин. История русской оперы
— Шаталов. Театр, балет и опера
— Асафьев. Об опере
— Вайнкоп. Что надо знать об опере
— Гозенпуд. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Шаляпин

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×