Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РАБОТА С БЛОКАМИ В AUTOCAD. СОЗДАЕМ ОКНА И ДВЕРИ

РАБОТА С БЛОКАМИ В AUTOCAD. СОЗДАЕМ ОКНА И ДВЕРИ

Блок — это набор примитивов, сгруппированных в один элемент и работающих как единое целое. Объединение объектов в блоки облегчает повторное использование их как внутри одного чертежа, так и в других чертежах.

В AutoCAD по умолчанию есть набор блоков, которые разработчики вставили как пример. Они располагаются на инструментальной палитре, которая находятся на вкладке «Вид» → панель «Палитры». На данной панели располагаются все палитры, которые есть в программе. С одной из них мы уже познакомились — это палитра «Свойства» (Ctrl+1).

Любую палитру можно перемещать по экрану, а можно закрепить, перемещая ее мышкой к какому-либо краю графического пространства. Но наиболее удобный вариант — свернуть панель. Для этого надо нажать ПКМ на краю панели и в появившемся контекстном меню выбрать «Закрепить слева» (или справа), как показано на рис.:

Панель сворачивается до надписи. Если еще раз по ней нажать ПКМ, то можно эту панель вообще свернуть до значка. Теперь панель будет появляться всякий раз, когда вы наводите на значок. На инструментальной палитре по умолчанию есть вкладка «Архитектура», где собраны стандартные блоки. Рассмотрим блок на примере алюминиевого окна. Для этого, находим его в списке и щелкаем по нему один раз ЛКМ. Затем, в графическом пространстве указываем точку вставки.

Как видите, блок — это не что иное, как сгруппированный набор примитивов, которые представляют собой единый цельный объект. Если его выделить и потянуть за ручки, то размеры объекта изменяться в реальном времени. Это, так называемое свойство динамики, а сам блок называется динамическим. Блоки могут состоять из объектов, изначально находившихся на различных слоях и имевших различные свойства.

Для создания определения блока в текущем чертеже необходимо:

1. Перейти на вкладку «Вставка» → панель «Определение блока» → «Создать блок» или в командной строке прописать псевдоним команды «БЛОК» — «б» и нажать Enter.

Откроется диалоговое окно «Определение блока».

2. Указать имя блока (в нашем случае — «Окно»). В любом случае, имя должно быть уникальным и отображать суть создаваемого элемента чертежа.

3. Задать базовую точку. В качестве базовой точки блока рекомендуется указывать какую-либо его характерную точку на самом объекте. Во-первых, вам будет удобнее потом вставлять блок, а во-вторых, именно в базовой точке появляется «ручка» при выделении блока к которой будут срабатывать объектные привязки.

4. Выбрать объекты, которые должны войти в блок. Ниже есть группа переключателей, которые определяют, что делать с выделенным набором объектов после объединения их в блок:

Оставить — после создания блока объекты будут сохранены на чертеже в том виде, в котором они были до создания блока.

Преобразовать в блок — после создания блока исходный набор объектов будет заменен на созданный блок. Эта установка используется по умолчанию и подходит для большинства случаев. Воспользуемся именное ей.

Удалить — после создания блока исходные объекты будут удалены.

В результате, исходные объекты преобразуются в блок и будут выглядеть следующим образом:

Давайте рассмотрим очень важную особенность блоков. Представим ситуацию: с помощью блока создали элемент, вхождение которого на чертеже повторятся очень большое количество раз (например, окна на фасаде многоэтажного здания). После завершения проекта, по просьбе заказчика, возникла необходимость изменить внешний вид данного элемента.

Так вот, самым большим преимуществом блоков является то, что достаточно отредактировать только лишь одно определение блока (т.е. основное описание блока), и все остальные вхождения (элементы, которые присутствуют на чертеже) автоматически изменяться. В противном случае, пришлось бы редактировать каждый объект отдельно или вносить изменения для одного объекта и далее копировать его и заново вставлять.

Что бы добраться до основного вхождения необходимо попасть в «Редактор блоков» (см. п.5.2), где можно вносить изменения в исходный объект, работая с отдельными примитивами, из которых состоит блок. Можно также выполнять построения, используя команды вкладки «Рисование» и «Редактирование», точно также, как и в пространстве Модели. После окончания редактирования нужно сохранить все внесенные изменения и закрыть «Редактор блоков». После этого, все объекты, которые были в пространстве Модели изменятся.

Таким образом, можно коллективно управлять свойствами блоков. Блоки на чертеже — это всего лишь графические ссылки в область данных файла, где лежит само описание блока. Попадая в редактор мы переходим в описание блока, где можем его изменять.

Работа с блоками и атрибутами в AutoCad

Цель работы: рассмотреть и описать возможности создания блоков, команду BLOCK; рассмотреть возможности вставки блоков, команда INSERT; рассмотреть возможности вставки и редактирования атрибутов; команды Attdef, Attedit, Attdisp, Battman, Eattedit; создать условный знак в формате блока; создать блок с атрибутом.

Выполнение работы

1) Возможности создания блоков. Команда BLOCK.

В качестве блоков могут быть использованы типовые изображения, часто применяемые в чертежах, чтобы их можно было вставлять в чертеж, просто указав соответствующе имя.

Прежде всего, необходимо вычертить все элементы, которые будут включены в состав создаваемого блока. Поскольку созданный блок будет типовым для множества различных чертежей, очень важно проследить, чтобы все элементы были выполнены совершенно корректно, в нужном размере, точно и аккуратно. После того, как чертеж типового элемента готов, переходим к созданию блока.

Для этого используем команду BLOCK. Меню Draw -> Block -> Make, сокращение B. В результате откроется диалоговое окно (рис. 1)

Основные параметры, вводимые в открывшемся диалоговом окне:

Name — имя создаваемого блока. В списке, открываемом при нажатии стрелочки, можно посмотреть, какие блоки уже существуют в чертеже.

Base Point — базовая точка. Впоследствии, при вставке блока, вы будете указывать на экране точку, в которую должна попасть именно эта точка блока, поэтому продумайте, какую именно точку будет удобнее

clip_image002

Рис. 1 Окно создания блока

использовать в качестве базовой. Для указазния базовой точки на экране нажмите кнопку Pick Point. По умолчанию базовой точкой любого блока оказывается точка с координатами 0,0,0. Поэтому если забыть указать базовую точку при создании блока, в качестве нее будет использовано начало координат, а это может оказаться неудобно.

Select Object — выбрать объекты, которые войдут в состав создаваемого блока. Объекты могут быть выбраны с использованием команды Quick Select (быстрый выбор объектов). При выборе объектов необходимо также указать, что должно произойти с исходными объектами, из которых будет состоять блок. Возможны 3 варианта:

· Retain — исходные объекты сохранятся в том виде, как они были созданы (т.е. линии, дуги, текст и т.д.)

· Convert to Block — исходные объекты будут преобразованы в блок, т.е. станут единым объектом.

· Delete — исходные объекты будут удалены.

Block Unit — единицы измерения блока. В зависимости от тех единиц, которые указаны в этом поле, будет произведен пересчет масштабного коэффициента при вставке блока в чертеж, имеющий те или иные единицы измерения.

Scale Uniformly — установив галочку в этом поле, вы указываете, что при вставке блока маштабные коэффициенты вставки по осям X,Y,Z должны обязательно совпадать. В случае, если галочки здесь нет, при вставке пользователь имеет возможность задать различные масштабные коэффициенты вставки по различным осям.

Allow Exploding — галочка в этом поле означает, что впоследствии вставленный блок можно будет разбить на составляющие его элементы.

Description — описание блока (при желании пользователя)

Hyperlink — вставить гиперссылку.

Open in Block Editor — открыть для редактирования в редакторе блоков.

2) Возможности вставки блоков. Команда INSERT.

Теперь рассмотрим, каким образом вставить в чертеж уже созданный блок. Сделать это можно при помощи команды INSERT. Меню Insert -> Block. Сокращение I.

clip_image004

Рис. 2 Окно вставки блока

При вызове команды открывается диалоговое окно (рис.2). В этом окне необходимо указать следующие параметры:

Name — имя блока. Вы можете ввести имя блока вручную или выбрать из списка всех имеющихся в данном чертеже блоков. Вы можете также вставить не созданный вами блок, а целиком другой чертеж — для этого воспользуйтесь браузером и укажите требуемый файл.

Insertion point — точка вставки. Вы можете ввести координаты точки, в которую должна попасть определенная вами при создании блока базовая точка. На практике удобнее указать эту точку на экране, для этого поставьте галочку в поле Specify On-Screen.

Scale — масштаб вставки. Вы можете указать различный масштаб вставки по разным координатным осям или задать однородный масштаб, поставив галочку в поле Uniform Scale. Выбрав поле Specify On-Screen, вы сможете задать масштаб вставки блока на экране. Если вы вставите блок в неудачном масштабе, вы всегда сможете отмасштабировать его потом при помощи команды Scale.

Rotation — угол поворота блока. Как и в предыдущих случаях, вы можете задать необходимое значение вручную или указать на экране.

Block Unit — единицы блока. Это поле только для информации. В нем указывается коэффициент пересчета единиц созданного вами блока к единицам чертежа. Обращайте внимание на это значение. Если единицы блока и вашего чертежа не соответствуют друг другу, вы можете получить совсем не то изображение, которого ожидали.

Explode — Расчленить. Галочка в этом поле будет означать, что вставленный вами блок сразу же распадется на составляющие его части, т.е. перестанет быть единым графическим объектом. В случае, если вам понадобится проделать такую операцию уже после того, как блок вставлен, вы можете воспользоваться командой Explode (меню Modify -> Explode, сокращение X).

3) Возможности вставки и редактирования атрибутов. Команды Attdef, Attedit, Attdisp, Battman, Eattedit.

Атрибут — это изменяемая текстовая часть блока. Поскольку блок представляет собой составной графический элемент, состоящий из самых различных объектов, которые используются в дальнейшем как единое целое, то в числе прочих компонентов он вполне может содержать и текстовую часть. Однако если эта текстовая часть будет представлена графическим объектом «текст», то ее содержимое в каждом включении блока останется неизменным.

Для создания атрибута используется команда ATTDEF. Команда может быть вызвана из меню Draw -> Block -> Define Attributes.

При вызове команды открывается диалоговое окно (рис. 3).

clip_image006

Рис. 3 Окно вставки атрибутов

Далее рассмотрены параметры создания атрибутов, используемые в версии AutoCAD 2002.

Mode — особые режимы создания атрибута. Если ни один из особых режимов не требуется, оставьте все поля пустыми. Различают слежующие режимы:

· Invisible — невидимый атрибут. Используется, когда содержимое атрибута не должно быть показано на чертеже, но может использовано впоследствии для каких-то специальных операций.

· Constant — постоянный атрибут. Значение атрибута останется неизменным для всех вхождений блока.

· Verify — при вставке блока будет произведена дополнительная проверка правильности введения значения (значение атрибута будет запрошено дважды)

· Preset — в случае, если значение не будет введено, используется значение по умолчанию

· Lock Position — заблокировать положение. В случае, если этот режим не использован, атрибут можно перемещать независимо от остальных частей блока.

· Attribute — основные данные для атрибута

· Tag — имя атрибута — служебное имя, под которым атрибут будет храниться в базе данных чертежа.

· Prompt — подсказка, которая будет выводиться при вставке блока для того, чтобы пользователю было ясно, какой именно атрибут он задает в данный момент (атрибутов в блоке может быть несколько).

· Default — значение по умолчанию

Insertion Point — точка вставки атрибута. Пользователь может указать расположение создаваемого атрибута на экране или задать координаты.

Text Settings — текстовые параметры для данного атрибута. Сами параметры аналогичны параметрам, используемым при вставке обычного текста

· Justification — выравнивание

· Text Style — текстовый стиль

· Text Height — высота текста

· Rotation — угол поворота текста

Align celow previous attribute definition — этот пункт становится доступным только если создается несколько атрибутов. Он предполагает, что размещение атрибута будет выровнено относительно предыдущего атрибута.

Команды Attdef, Attedit, Attdisp, Battman, Eattedit.

Команда ATTDEF создает описание атрибута. Она вызывается из командной строки или щелчком мыши по пиктограмме Define Attribute и загружает диалоговое окно Attribute Definition, показанное на рис. 4.

Рис. 4 Диалоговое окно описание атрибута

Здесь необходимо определить имя атрибута, подсказку, значение по умолчанию, форматирование текста, расположение атрибута и при желании — его необязательные характеристики: скрытый, постоянный, контролируемый и установленный.

Команда ATTEDIT, позволяющая редактировать описание атрибута, загружает диалоговое окно Edit Attributes, показанное на рис. 5. Здесь можно изменять характеристики атрибутов за исключением таких, как положение, высота или гарнитура шрифта.

Рис. 5. Диалоговое окно редактирования атрибутов

Команда BATTMAN управляет описаниями атрибутов в блоках текущего рисунка. Эти описания можно редактировать, удалять атрибуты из блоков и изменять порядок, согласно которому запрашиваются значения атрибутов при вставке блока. Команда загружает диалоговое окно Block Attribute Manager, показанное на рис. 6: здесь отображается список атрибутов выбранного блока. По умолчанию в список включены имя атрибута, подсказка, значение по умолчанию, а также режимы вставки и отображения атрибута. С помощью кнопки Settings… можно задать свойства атрибута, которые должны быть показаны в списке. Нажатие кнопки Edit… загружает диалоговое окно Edit Attribute.

Рис. 6. Диалоговое окно диспетчера атрибутов блоков

Команда ATTDISP позволяет управлять видимостью атрибутов на чертеже.

Для того чтобы скорректировать значение атрибута, необходимо воспользоваться командой EATTEDIT (АТРЕДАКТ). Команду EATTEDIT (АТРЕДАКТ) можно либо ввести с клавиатуры, либо вызвать, нажав кнопку на панели инструментов Modify II или выбрав пункт падающего меню Modify | Object | Attribute | Single.

Команда EATTEDIT (АТРЕДАКТ) открывает диалоговое окно Enhanced Attribute Editor(Редактор атрибутов). На рис. 7 приведено это окно (открыта вкладка Attribute).

clip_image011

Рис. 7. Диалоговое окно Enhanced Attribute Editor, вкладка Attribute

4) Создание условного знака в формате блока.

Согласно варианту, выданному преподавателем, необходимо создать условные знаки в формате блока, указанные на рис. 8

image

Рис. 8 Задание, выданное преподавателем

Для начала необходимо отрисовать фигуры (рис. 10).

clip_image016

Рис. 10 Фигуры, которые необходимо преобразовать в блоки

Процесс создание блоков описан выше в данном отчете. На рис. 11 изображен результат создания блоков.

image

Рис. 11 Подтверждение того, что созданные объекты являются блоками

5) Создание блока с атрибутом.

Согласно заданию, выданному преподавателем, также необходимо создать блок с атрибутом. Задание представлено в таблице 1

Таблица 1 Задание, выданное преподавателем

clip_image022

clip_image023

Точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами

clip_image024

Нивелирные марки и реперы

Процесс создания блоков с атрибутами описан в данном отчете выше.

Созданные блоки с атрибутами представлены на рис. 12

clip_image026

Рис. 12 Созданные блоки с атрибутами

На рис. 13 представлено подтверждение того, что созданные объекты являются блоками.

image

Рис. 13 Подтверждение того, что созданные объекты являются блоками

Вывод: на лабораторной работе №10 рассмотрели и описали возможности создания блоков, команду BLOCK; рассмотрели возможности вставки блоков, команду INSERT; рассмотрели возможности вставки и редактирования атрибутов; команды Attdef, Attedit, Attdisp, Battman, Eattedit; создали условные знаки в формате блока; создали блоки с атрибутами.

Работа с компонентами в Autodesk AutoCAD Electrical

В любой современной CAD-системе важную роль играют библиотеки компонентов. С их помощью пользователи быстро разрабатывают проекты, не тратя время на создание часто используемых частей и элементов. Однако, какой бы полной ни была библиотека, рано или поздно встает задача создания собственного компонента или корректировки существующего.

Вместе с AutoCAD Electrical поставляются обширные библиотеки компонентов по разным стандартам. В отличие от многих других систем проектирования эти библиотеки полностью открыты, поэтому пользователи могут добавлять новые компоненты в библиотеку или изменить их.

В AutoCAD Electrical компоненты представляют собой обычные блоки, содержащие условное графическое обозначение компонента и набор специальных атрибутов.

Работа с компонентами в Autodesk

В атрибутах компонента – вся необходимая информация о его позиционном обозначении, точках подключения, производителе, каталожном номере и т. д. По значениям атрибутов компонентов система формирует отчеты, корректно обрабатывает разрывы в проводах и пр.

В общем виде создание компонента в AutoCADElectrical, в том числе и однолинейного, состоит из следующих этапов:

  • отрисовка графического обозначения компонента;
  • преобразование графики в графический образ;
  • добавление атрибутов к компоненту;
  • добавление точек подключения компонента;
  • сохранение и тестирование компонента.

Рассмотрим процесс создания нового компонента в AutoCAD Electrical на примере вакуумного разрядника.

1. Создаем графическое изображение компонента

С помощью стандартных команд рисования AutoCAD создаем графическое изображение компонента. Обратите внимание, что полученное изображение не нужно преобразовывать в группу или блок!

Размеры объектов необходимо взять из стандартов.

Создание графического изображения компонента

2. Преобразуем изображение в графический образ компонента

Переходим на ленту на вкладку «Схема» и запускаем «Конструктор графических образов».

Преобразование изображения в графический образ компонента

В появившемся окне совершаем следующие действия:

  1. «Объекты». Выбираем созданные ранее графические объекты, нажав кнопку «Выбрать объекты». Предварительное изображение компонента появится в соответствующей части окна.
  2. «Точка вставки». Указываем точку вставки компонента – расположите ее на конце одного из выводов компонента либо по центру образа.
  3. «Путь к библиотеке». Укажите путь к папке с файлом шаблона атрибутов, из которого будет считано описание атрибутов, необходимых для полного описания компонента. Укажите папку «IEC2», в которой хранится библиотека компонентов AutoCAD Electrical и шаблон атрибутов.
  4. «Образ». Выберите тот образец, который подходит для вашего компонента. Например, если выводы компонента расположены по горизонтали, необходимо выбрать «Горизонтальный родительский объект».
  5. «Тип». Выберите подходящий из доступных типов объектов. Список типов зависит от библиотеки, указанной в пункте 3 данного списка.

Нажимаем в окне «Выбор образа/объекта» кнопку «ОК» и переходим к следующему этапу.

3. Добавляем атрибуты

В открывшемся редакторе «Конструктор графических образов» переходим к палитре редактора атрибутов и добавляем к компоненту все необходимые атрибуты. Для этого кликаем правой кнопкой мыши на нужный и выбираем команду «Вставить атрибут». Также атрибуты можно перетаскивать на поле чертежа с помощью левой кнопкой мыши.

Добаление атрибутов

Все добавленные атрибуты помечаются в редакторе зеленой галочкой.

Список необходимых атрибутов и их значение:

  • TAG1 – позиционное обозначение компонента.
  • DESC1, DESC2, DESC3 – атрибутыдля добавления примечаний к компоненту.
  • XREF – атрибут для хранения данных позиционных переключателей.
  • CATDESC – описание компонента по каталогу.
  • CAT –каталожный номер компонента.
  • RATING1 – номинальное значение компонента.
  • FAMILY — описание типа семейства компонента.
  • MFG – хранение названия изготовителя компонента.
  • ASSYCODE – код сборки.

Атрибуты рекомендуется размещать на поле компонента, как показано на рисунке.

4. Добавляем точки подключения

После добавления к создаваемому компоненту необходимых атрибутов можно переходить к созданию точек подключения.

Точка подключения – это точка компонента, к которой автоматически привязывается провод (линия связи) и в которой будет разрезаться провод при вставке компонента в схему.

Для добавления точек подключения перейдите в одноименный раздел редактора атрибутов, выберите нужную ориентацию точки (слева, сверху, справа илиснизу), нажмите на кнопку «Вставка точки подключения» и укажите конец вывода компонента.

Созданные точки вставки обозначаются TERM01, TERM02 и так далее по порядку.

Добавление точек подключения

5. Завершаем создание компонента

После добавления точек подключения закрываем редактор блоков с помощью одноименной кнопки на ленте. В появившемся окне «Закрытие редактора блоков» можно увидеть автоматически сформированное имя блока и графического образа, предпросмотр компонента и многое другое.

Завершение создания компонента

Обратите внимание на базовую точку вставки. По умолчанию она совпадает с базовой точкой, которую мы ранее указали в конструкторе графических образов, однако на этом этапе вы можете поменять ее на другую.

6. Тестируем работу компонента

После того как вы нажмете кнопку «ОК» в окне «Закрытие редактора блоков», система предложит вставить в схему созданный графический образ.

Нажмите «ОК» и вставьте компонент в поле схемы.

Тестировка работы компонента

Обратите внимание, что компоненту должно автоматически присвоиться позиционное обозначение, а при попытке подключения провода к выводам не должно возникать ошибок.

Заключение

В этой статье мы описали пошаговую инструкцию по созданию нового компонента в библиотеке AutoCAD Electrical. Поскольку библиотеки открыты, пользователь может создавать компоненты на основе существующих, так называемые подобные компоненты. Для этого достаточно открыть существующий компонент в редакторе блоков и скорректировать его под собственные требования и нужды.

Рекомендуем описывать каждый компонент по максимуму, присваивая ему все необходимые атрибуты. Это даст системе возможность формировать достоверные отчеты, полностью отражающие данные о создаваемых электрических схемах и проектах.

Как вставлять блоки и файлы в чертежи в AutoCad

Процесс вставки блоков в чертеж происходит примерно так же, как и вставка отдельных объектов. При этом, можно изменить масштабирование или повернуть блок на нужный уровень. Также можно разработать динамический блок с разнообразным масштабированием и углом поворота копий. О блоках такого типа речь пойдет немного после.

Как вставить блоки в чертежи

Чтобы произвести вставку блока в чертежный файл, потребуется выполнить такие шаги:

  1. Вызываем окно вставки блока.

а) в командную строку вводим «Вставить».

б) выполняем команды Вставка>Блок.

в) Нажимаем соответствующую пиктограмму в панели блоков.

  1. Выбираем вставки блока или отдельного файла.

а) Чтобы вставить блок из рабочего чертежа, выбираем нужный вариант из окна «Имя».

б) Вставляем файл при помощи опции «Обзор».

3.Ставим флаг напротив опции «Указать на экране». Присваиваем его точке вставки, масштабу и углу поворота.

  1. Также ставим флажок в опции «Равные масштабы».
  2. И наконец, устанавливаем или снимаем флажок на функции «Расчленить».
  3. Завершаем процесс, выбирая опцию «Ок».

17.1

  1. Программное обеспечение автоматически запросит указать необходимые параметры, в случае если они не были указаны ранее:
  • Укажите точку вставки, как было рассказано в первом уроке, точка вставки совпадает с базовой точкой блока.
  • Укажите масштаб вставляемого блока, по умолчанию установленный масштаб 1:1. Для того что бы изменить масштаб по осям, при запросе ввода масштаба, введитеX в командной строке. После чего команда выдаст запрос на ввод масштаба по оси Х и оси Y. Для трехмерных моделей ввод масштабов по осям аналогичен. Указание отрицательного масштаба по одной из оси, создает зеркальное отражение относительно второй оси.
  • Укажите угол поворота можно как вводом значения угла в командную строку, так и указанием точек угла, курсором.

При вставке файла чертежа, объекты пространства листа не включены во вставку, для того что бы вставить такие объекты, необходимо определить их в блок.

Как работать с DesignCenter

DesignCenter – это окно проводника, который помогает избрать один блок из уже сохраненных чертежей или библиотеки с возможностью осуществления предварительного просмотра.

Выбираем блок и вставляем его в чертежи

  1. Открываем DesignCenter и зажимаем ctrl+2.
  2. Указываем прямой путь к папке с нужным файлом при помощи проводника.
  3. В открытой папке открываем нужный чертеж.
  4. Так пользователь получит доступ ко всем параметрам и атрибутам.
  5. Выбираем вкладку блоков.
  6. Смотрим на ряд иконок с блоками выбранного чертежа.

17.2

Чтобы вставить блок, потребуется провести процедуру, которая происходит по аналогии с описанной выше.

Чтобы вставить блок, можно попросту перетащить его на поле открытого чертежа. Программа автоматически предложит пользователю отредактировать чертеж. В один чертеж можно вставить множество блоков разного типа, размера и содержания.

Мы заканчиваем урок по вставке блоков и файловых систем. Далее мы расскажем о работе с их управлением и библиотечными разделами.

Читать еще:  Как вычесть процент из числа в Excel
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×