Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация первокурсников в вузе

Адаптация первокурсников в вузе

Ключевые слова: АДАПТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ; АНАЛИЗ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ; ADAPTATION; FIRST-YEAR STUDENTS; ANALYSIS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION.

Адаптация – это приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. У адаптации есть психологический аспект, который направляется на приспособление человека как личности к обществу вместе с требованиями этого общества, а также с его собственными мотивами и потребностями. Всем людям в процессе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления приходится проходить процесс психологической адаптации. Ярким примером данной адаптации является поступление в высшее учебное заведение. Поступление в ВУЗ является новой ступенью в жизни каждого человека. Только на первом курсе обучения в ВУЗе человек начинает осознавать самого себя, формирует своё отношение к учёбе и, что более важно, к своей будущей профессии. Первый год обучения для студентов считается наиболее сложным среди других. У студентов-первокурсников возникают трудности в процессе учебной деятельности, обычно их стереотипы меняются. Что происходит? Студентам трудно даётся привыкание к новым формам занятий, к увеличенному содержанию и объёму учебного материала. Нередко они не умеют конспектировать то, что диктуют преподаватели. Примерно 65–70 % студентов — приезжие, соответственно они выпускники сельских школ или же школ маленьких городов. Тут трудность в адаптации может быть связана с ограниченным количеством контактов в обществе, то есть с небольшим количеством человек в классе и в школе. Естественно, там все друг друга хорошо знают. А, приезжая в большой город и поступая в крупный вуз, молодые люди, в основном, опасаются из-за неумения правильно настроить контакт с не знакомыми людьми. Конечно, со временем тревога у них угасает. [1]

Психологические особенности студентов-первокурсников оказывают влияние на процесс их адаптации, как приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Данный возраст (17-18 лет) характеризуется развитием личностных и психических качеств, интеллектуальной системы. Огромное количество информации, необходимость рационально планировать своё время для самообучения, неудовлетворительная познавательная деятельность и критика риска принятия решений — все это то, к чему надо приспособиться. Поэтому в первые дни обучения все участники образовательного процесса вуза должны помочь студентам в преодолении трудностей, которые возникают во время их адаптации. Успешная и эффективная адаптация первокурсников в университете — это ключ к развитию каждого студента не только как будущего специалиста, но и как человека. [2]

Адаптация к студенческой жизни — это очень сложный процесс. Организация учебной деятельности на первом курсе в вузе вовсе не обеспечивает адаптации студентов к специфическим условиям обучения. Преподаватели не всегда верно подходят к организации педагогического процесса и не всегда уделяют достаточного внимания к тому, чтобы студенты адаптировались к учебному процессу, поэтому многие первокурсники достигают адаптации в вузе путём собственных усилий, а также благодаря новообретённым друзьям, то есть одногруппникам/однокурсникам. [3]

В рамках данной статьи был проведён опрос среди студентов НГПУ им. Козьмы Минина. Согласно исследованию, 90 % опрошенным было не тяжело адаптироваться к вузу. 70 % достаточно быстро адаптировались к своей учебной группе, а 30 других % не так быстро, как хотелось бы, но никто не ответил, что процесс адаптации к своей группе был долгим. Студенты отметили, что существовали следующие проблемы в адаптации на первом курсе:

— неумение самостоятельно изучать материал;
— неумение распределять своё время и силы;
— неготовность выполнять те требования, которые дают преподаватели;
— неготовность к полной самостоятельности, основанной на отдельном проживании в другом городе;
— неготовность работать с объёмом информации, нужным для обучения;
— отсутствие желания учиться. [1]

Больше всего человек проголосовали за последний пункт. На последний вопрос студенты ответили, что в адаптации им помогли одногруппники, семья, и, конечно же, они сами самостоятельно справились с этим.

Можно сделать следующие выводы: процесс адаптации у опрошенных студентов прошёл положительно, все рано или поздно смогли адаптироваться к своей группе и непосредственно к учебной деятельности, но, к сожалению, преподаватели ни коем образом не помогли им в этом, ребята столкнулись с некоторыми проблемами (которые перечислены выше), особенно встал остро вопрос в желании учиться, почему-то будучи первокурсниками у этих студентов оно отсутствовало, следовательно, адаптироваться им было немного труднее, ведь не желая учиться, им не особо хотелось «вливаться» в студенчество.

Я думаю, что для более быстрой адаптации студентов к университету, нужна помощь не только со стороны семьи, одногруппников или преподавателей, но и участие в активной студенческой жизни университета. Когда я и мои одногруппники были на первом курсе, нам помогли наши кураторы, которые вовлекли нас в творческую, спортивную, научную и общественную жизнь университета. С начала учебного года мы стали принимать участие в различных конкурсах и мероприятиях на базе нашего факультета и всего университета, тем самым мы довольно быстро освоились в нашем вузе, затем привыкли и ко всем новым для нас нюансам учебной деятельности университета. Таким образом, студентам-первокурсникам не нужно бояться перемен и всего нового. Университет – это важный этап в жизни каждого человека и его будущего. Главное – верить, что всё получится, ведь в адаптации нет ничего страшного, это естественный процесс приспособления к новым условиям жизни.

Адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе

Одна из важнейших задач в высшем учебном заведении – проводить работу с первокурсниками, направленную на скорейшую их адаптацию к новой системе обучения, социальным отношениям и усвоение новой роли – студента. ВУЗ должен помочь молодым людям как можно быстрее и главное успешнее адаптироваться и влиться в ряды студентов. Несмотря на различия в процессуальном, целевом и содержательном компонентах различных уровней образования, адаптация актуальна для каждого из них и имеет нечто общее и нечто специфическое.

Человек ощущает потребность в адаптации, когда вступает во взаимодействие с системой, с которой имеет определенное рассогласование, и это приводит к необходимости изменений. Они могут быть связанны с самим человеком или с системой, с которой он вступил во взаимодействие или же с характером этого взаимодействия. Пусковой механизм адаптации человека это смена окружающей среды, в результате которой его привычное поведение оказывается малоэффективным или неэффективным и это порождает необходимость преодолеть затруднения, связанные конкретно с новизной условий.

Адаптация это одно из наиболее общих понятий, которые определяют связь человека со средой. В 1865 году его ввел Ауберт, чтобы обозначить изменения чувствительности во время длительного воздействия адекватного раздражителя. Со временем это понятие стало одним из основных в «жизненных» науках: психологии, медицине, физиологии, философии.

Для описания феномена адаптации существует множество определений. Обобщенное описание адаптации гласит, что это приспособление, необходимое человеку для адекватного существования в условиях, которые меняются; что это процесс включения человека в новую социальную среду, при котором он осваивает новые условия. Большая часть исследователей видят специфику адаптации человека в его способности сознательного и активного воздействия на окружение. Социальная адаптация является процессом интеграции индивида в новую социальную группу, она предполагает, что индивид примет групповые нормы, требования, стереотипы и стандарты.

Содержание Свернуть

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Читать еще:  Курсы в пирогова стоимость

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Факторы влияния на адаптацию

Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  • Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Адаптации студентов первого курса в вузе

Дата публикации: 04.03.2014 2014-03-04

Статья просмотрена: 6946 раз

Библиографическое описание:

Кузьмишкин, А. А. Адаптации студентов первого курса в вузе / А. А. Кузьмишкин, Н. А. Кузьмишкина, А. И. Забиров, И. Н. Гарькин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 933-935. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9664/ (дата обращения: 13.04.2020).

Социально-экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительная информатизация общества — все это привело к возникновению новых требований к современному человеку. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности.

Адаптации личности студентов является на современном этапе развития высшей школы одной из наиболее значимых проблем. От того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.

Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни [1].

По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. Только к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности. Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно — провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным.

Читать еще:  Курсы для школьников бесплатно

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами.

Вузовская адаптация — процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во -вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы деятельность, общение, самосознание [2, 3].

Многочисленные исследования показали, что наиболее «хрупкими»и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно в первом семестре первого курса максимально необходима и возможна помощь первокурснику.

Анализ анкет, наблюдения и беседы с кураторами групп, преподавателями, студентами позволили выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе:

— неумение распределять свое время и силы;

— неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

— неготовность работать с большим объемом новой информации;

— отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

— неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

— отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное — желания учиться.

На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза — значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе.

Ежегодно для студентов первых-вторых курсов назначаются кураторы, деятельность которых нацелена на формирование у студентов гражданско-патриотической позиции, духовной культуры, социальной и профессиональной компетентности, воспитание здорового образа жизни, оказание помощи в организации познавательного процесса, содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов. Куратор знакомит первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и Правилами проживания в общежитии, правами и обязанностями студента, работой библиотеки, здравпункта, организацией культурно-массовый и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывает уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролирует текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвует в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогает в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности и т. д.

На сайте нашего университета на странице по внеучебной и воспитательной работе размещается информация о проводимых в университете мероприятиях, новости воспитательной и внеучебной работы и другая полезная информация как для преподавателей, так и для студентов.

Для наилучшей адаптации студентов первого курса на базе института Инженерной экологии создан образовательный комплекс в состав, которого входят школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи города. В них ежегодно проводятся работы с возможными абитуриентами, что позволяет заранее подготовить «почву» для успешной адаптации будущих студентов.

Таким образом, для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:

1. Учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2. Использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3. Проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;

4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;

5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза

7. Привлечение студентов первого курса к участию в социальных и образовательных проектах [4], [5], [6].

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П., 2008. — 270 с.

2. Пергаменщик Л. А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. — М., 2008.

3. Смык Л. А. Психология стресса. — М., 2008.

4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

5. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056

6. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

Особенности динамики процесса адаптации студентов-первокурсников в университете: первая сессия

Special aspects of the adaptation process dynamics for the first year students at the university: first examination session

Актуальность. В данной статье период адаптации студента-первокурсника в университете исследуется с точки зрения развития личности молодого человека, который должен не только освоить новую для себя социальную роль студента, но и найти эффективные способы преодоления существующих «нестыковок» между системами общего и высшего образования. На материале проведенного исследования, в котором приняли участие 260 первокурсников, показаны особенности процесса адаптации в период первой сессии: адаптации к учебной группе и к учебной деятельности, особенности наблюдаемых и переживаемых эмоциональных состояний, самооценки адаптированности. Показано отношение первокурсников к различным формам сдачи экзаменов, в том числе по разным видам наук (гуманитарных, технических, естественных).

Адаптация студента-первокурсника в вузе – сложный социокультурный процесс, который, отражая личностные особенности молодого человека, свидетельствует, с одной стороны, о качестве полученного школьного образования, а с другой – позволяет прогнозировать степень успешности обучения в вузе. С этой точки зрения адаптивность первокурсника является важным показателем преемственности двух уровней образования: общего и высшего. Эффективность управления процессом адаптации студентов-первокурсников зависит от знания особенностей его протекания, целевых ориентиров университета, психолого-педагогического инструментария, позволяющего достичь запланированных результатов, наличия команды специалистов. Затраты на изучение процесса адаптации оправданы, поскольку сохранение контингента первокурсников – одно из важнейших условий конкурентоспособности вуза.

В современной психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к пониманию задач адаптационного периода. Часто на практике он рассматривается как необходимый период «отбора» преподавателями лучших студентов из числа первокурсников. Признанным является факт, что в последние годы отмечается снижение уровня минимальных проходных баллов, устанавливаемых вузами для приема студентов. Ситуация, возникшая в системе высшего образования, обусловлена рядом объективных факторов. Среди них можно особо выделить снижение рождаемости после кризиса 1998 г. (число выпускников 11-х классов в Российской Федерации за последние 6 лет уменьшилось почти на 20 %) и рост интереса выпускников 9-х классов к обучению в системе СПО. По оценке Министерства образования и науки РФ, за последние несколько лет число молодых людей, подающих документы в учреждения СПО, выросло с 20 % до 40 %. Таким образом, в будущем тенденция к сокращению числа первокурсников в вузах сохранится. Это не позволяет надеяться на эффективность «естественного отбора» и потребует поиска новых методов работы с ними.

В университете вчерашним школьникам необходимо освоить существенно отличающиеся от школы форму обучения и новый график учебных занятий. Переориентироваться на аналитическую работу, «добывание» знаний, не сводимых к запоминанию набора сведений по изучаемым дисциплинам. Познакомиться с однокурсниками, наладить с ними деловые и личные отношения. Научиться вести научный диалог с преподавателями. Воспринять ценности своей alma mater. Высшая школа – сложная образовательная система, таящая в себе большие возможности, однако для их выявления и использования студенту необходимо проявить инициативу и незаурядные исследовательские способности. От того, насколько быстро и эффективно первокурснику удастся освоиться в вузе, во многом будет зависеть успешность его обучения.

Читать еще:  Курсы с получением сертификата

Вчерашнему школьнику надо не только организовать внешний событийный пласт своей жизни – занятия, транспортные маршруты, бытовые вопросы, общение (в том числе через Интернет), увлечения. Есть еще огромный пласт внутренней жизни, который требует осознания и регуляции: эмоциональные состояния, сопровождающие процесс адаптации в университете. Некоторые эмоциональные состояния, характерные для значительного числа первокурсников, могут быть свидетельствами степени успешности протекания адаптационных процессов. Новое знание о себе как студенте университета постепенно оформляется в самосознании первокурсника. Возникает субъективная оценка успешности или проблемности адаптационного периода, которая переносится на оценку собственной личности. Все это требует развития способности к рефлексии (личностной, интеллектуальной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной) как «механизму» саморазвития.

Таким образом, адаптационный период можно рассматривать как этап взросления молодого человек, связанный с преодолением целого комплекса проблемно-конфликтных ситуаций, успешное решение которых позволит ему выйти на новый уровень личностного развития. Продолжающееся реформирование высшего образования способствует этому, усиливая акцент на субъектной позиции студента. Делая ставку не на отбор лучших студентов из числа зачисленных первокурсников, а на развитие их способностей и личности в целом через систему адаптационных мероприятий, вузы вполне могут справиться с задачей сохранения контингента первокурсников.

Выборка и методы исследования. Для изучения качественных и количественных показателей адаптации студентов-первокурсников в университете нами был применен метод анкетирования, в ходе которого было опрошено 265 человек на 14 факультетах и кафедрах Петрозаводского государственного университета. Выборка составила свыше 15 % всех первокурсников (процент вычислялся от количества студентов на 1 сентября 2015 г. – 1649 человек). В выборке учитывалось, чтобы количество опрошенных респондентов на каждом факультете было пропорционально общей численности учащихся первого курса.

При подготовке и проведении анкетирования использовались данные, полученные в ходе люнгитюдного исследования, начатого в 2013 г. в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ [1; 4; 5]. Сравнение уровней адаптированности в конце первого месяца обучения в ПетрГУ и в конце первого года обучения показало, что количество дезадаптированных студентов в период летней сессии существенно возросло. Поэтому возникла необходимость получить на «адаптационной кривой» еще одну «точку» – период зимней сессии.

Особенности проведения исследования. Исследование проводилось с декабря 2015 по февраль 2016 г. В анкету (составители А. С. Сухоруков, Е. А. Раевская) вошло четырнадцать вопросов, большинство из которых касались четырех аспектов психологической адаптации студентов-первокурсников, таких как: информационная активность, эмоции и чувства в связи с учебой, периоды адаптации, потребность в поддержке со стороны университета. Дополнительно в анкету были внесены вопросы, направленные на выявление отношения студентов-первокурсников к различным формам прохождения промежуточной аттестации (модификация анкеты − О. В. Козловская). Последний вопрос анкеты включал в себя методику Т. Д. Дубовицкой и А. Я. Крыловой [2], позволяющую выявить такие важные показатели адаптированности студентов в вузе, как адаптация к учебной группе и к учебной деятельности (см. Прил. 1).

Обработка экспериментальных данных проводилась с помощью статистической программы SPSS. В проведении анкетирования и компьютерной обработке данных приняли участие студентки третьего курса направления «Социология» института исторических, социальных и политических наук В. Артемьева, О. Козловская и Е. Баранова. Некоторые результаты, полученные под нашим руководством, были представлены на 68-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых 11 апреля − 29 апреля 2016 г. [3].

Адаптация в ПетрГУ

Информационная активность. Вводный вопрос в анкете: «Интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в университете?» являлся вопросом-маркером, используемым для закрепления позитивной реакции респондентов на сам процесс опроса. В данном случае ответ «да» или «скорее да, чем нет» выбрали 70,3 %. Отрицательные ответы на первый вопрос использовались для оценки уровня информационной корпоративной пассивности (норма: 5−10 %). В данном случае показатель превышает норму в три раза (25,8 %). Еще 3,8 % опрошенных затруднились с ответом.

По данным опроса, студенты в большинстве удовлетворены тем, как проходит их адаптация в ПетрГУ. На четвертый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, удалось ли Вам адаптироваться к студенческой жизни в ПетрГУ?» ответ «да» выбрали 56,6 % опрашиваемых, «скорее да, чем нет» – 35,3 %. Удовлетворены адаптацией в ПетрГУ 92,9 % первокурсников. Ответы «скорее нет, чем да» и «нет» дали 5,4 %. Затруднились ответить 1,6 % респондентов.Таким образом, сравнительный анализ по вопросу адаптации в ПетрГУ показал, что к периоду первой сессии от 5 до 7 % студентов считают себя дезадаптированными. Это означает, что в «зоне риска» находятся от 80 до 100 человек.

Дополнительно были выделены особенности оценки своей адаптированности студентами, обучающимися различным видам наук: технических, гуманитарных, естественных. Лучше всего адаптировались студенты, склонные к гуманитарным и техническим наукам. Среди «гуманитариев» ответ «да» выбрали 49,2 % опрашиваемых, «скорее да, чем нет» – 46,2 % (всего 95,4 %). Ответы студентов, поступивших на технические специальности, составили соответственно 61,0 и 35,1 % (всего 96,1 %). Хуже адаптировались студенты «естественники»: «да» выбрали 60,0 %; «скорее да, чем нет» – 22,5 % (всего 82,5 %). Эти данные представлены в таблице 1.

Самооценка студентов-первокурсников степени их адаптированности
в ПетрГУ по видам наук

Адаптация первокурсников в вузе

Способность адаптироваться – одна из особенностей личности человека. Она формируется под влиянием окружающей среды. Вуз – это тоже часть окружающей среды. В этой среде человек формируется как профессионал и как личность.

В процессе учебно-профессиональной деятельности у студента развиваются профессионально значимые качества, происходит адаптация к профессиональной деятельности.

О социальной адаптации личности пишут в своих работах Ф.Б. Березин, О.С. Гребенюк, В.В. Синявский и др.

Обучение в вузе отличается от школьного. В школе учителя все время побуждают учащихся к занятиям. В вузе обучение строится иначе. Здесь другие, незнакомые формы обучения: лекции, семинары, зачеты. Многие первокурсники испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, неумением конспектировать лекции, работать с учебниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Поэтому вопросы адаптации и дезадаптации занимают многих исследователей.

Так, Г.Ф. Токарева рассматривает типологию процесса адаптации:

1. односторонний тип взаимодействия – заключается в приспособлении студента к среде;

2. конфликтный тип взаимодействия – представляет собой наличие адаптивной ситуации, нарушение баланса между социальной системой и средой, состояние напряженности, дискомфорта и т. д.;

3. тип студента и вуза – вуз целенаправленно задает ситуацию, в которой формируются новые качества, значимые для успешного процесса адаптации студента [4].

Е.В. Крутых исследовала особенности субъектной позиции студентов в формировании социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе. К дезадаптированным студентам относились юноши и девушки с завышенной самооценкой и негативным отношением к окружающим. К себе положительно относятся большинство юношей и девушек. Испытывают больший эмоциональный дискомфорт студенты, поступившие в университет сразу после школы и через 4 года после ее окончания [2].

Помимо изучения адаптационных процессов в вузе, специалисты предлагают различные варианты помощи студентам. В.Л. Бозаджиев разработал комплекс педагогических условий для успешной адаптации студентов младших курсов [1]. Но, в основном, работа по адаптации первокурсников в вузе является одним из направлений деятельности психологических служб вузов. Наиболее эффективными считаются социально-психологические тренинги и тренинги личностного роста по развитию навыков и умений. «Студенты учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и поддерживать друг друга «здесь и теперь». Опыт, который студенты приобретают в такой специально организованной группе, помогает решать проблемы, возникающие при межличностном взаимодействии» [3, С.310].

Адаптация даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, сформировать новые способы поведения для преодоления возникающих трудностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×