Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армянское кружево иглой мастер класс

Мой Милый Дом — хенд мейд идеи рукоделия и дизайна

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой.

Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все.

Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой.

Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого — вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6.

Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку.

В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) — Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора — на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 — и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)’ — третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента — столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Видео мастер классы

В этих видео, а здесь 32 урока, можно полистать, показана техника вязания кружев иглой. Смотрите и практикуйтесь!

Армянское кружево так, как меня учила мама.

Армянское кружево

В давние времена кружевоплетение было широко развито в Армении. Кружево, шитое простой швейной иглой, изготовляли в виде штучных изделий и для отделки одежды.
Есть теория, противоречащая мнению европейских исследователей, которые родиной кружева считают Италию, где оно возникло и стало развиваться только в XV-XVI вв., тогда как у армян оно было известно еще с урартских времен. В начале XX в. армянское кружево широко экспортировалось и пользовалось большим спросом на международном рынке.

Во Франции, где оно известно с XVI- XVII вв., армянское кружево соперничало с алансонскими, аржантанскими, английскими, испанскими, брюссельскими кружевами, отличаясь от тех изяществом и самобытностью.
Армянское кружево плетут самым простым инструментом – обычной швейной иглой. Нитки самые обычные – тонкие кручёные, т. е. можно использовать просто хлопчато-бумажные катушечные нитки, которые имеются в любом доме.
В основу армянского кружева заложен видоизменённый петельный шов. Отличие его от обычного шва, которым обмётывают петли, в том, что при затягивании петли образуется узелок, который не даёт кружеву распускаться. Регулируя длину нити между узелками, можно получать самые разнообразные узоры.

Я родилась и выросла на Кавказе и научилась плетению кружев от мамы. Просматривая интернет я не нашла нигде главного: как делать узел. На фотографиях в интернете были не такие узлы, каким меня учили в детстве. Поэтому я исправила те фотографии, которые мне удалось найти в интернете, так, чтобы на них было видно, как делала узел моя мама.

1. Итак, начинаем плести кружево.

На каком изделии?

Если это будет носовой платок, то берём квадрат тонкой ткани и подкручиваем его края наизнанку, чтобы ткань не осыпалась. Если это длинное кружево, которое будет пришиваться к изделию, то берём тонкую тесьму, шнур или вывязываем крючком шнурок требуемой длины. Если это будет круглая салфетка, то вяжем крючком замкнутую в кольцо цепочку петель …. Т. е. вопрос прикрепления кружева к изделию решается индивидуально для каждого конкретного изделия.

Армянское кружево можно плести как слева направо, так и справа налево. Но узлы при изменении направления плетения отличаются.

При плетении справа налево:

— нить, которая выходит из изделия, кладётся на иглу справа налево;

Читать еще:  Мастер класс мейк ап

— нить, которая выходит из ушка, подводится под иглу справа налево и обхватывает иглу «навстречу» нити, выходящей из изделия;

— игла протаскивается в образовавшуюся «восьмёрку», и нить аккуратно затягивается с образованием узелка.

При плетении слева направо:

— нить, выходящая из изделия, кладётся на иглу слева направо;

— нить, выходящая из ушка, заводится под иглу слева направо и обхватывает иглу 2 раза, вращаясь «навстречу» нити, выходящей из изделия;

— игла протаскивается в образовавшуюся «восьмёрку», и нить аккуратно затягивается с образованием узелка.

Общее правило образования узелка:

— нить, выходящая из изделия, всегда кладётся на иголку;
— нить, выходящая из ушка, всегда подводится под иголку;
— нити, выходящие из изделия и из ушка, всегда обхватывают иглу «навстречу» друг другу

2. Основные элементы армянского кружева.

Итак, мы освоили основной шов армянского кружева, который выглядит так:

Обычно расстояние между стежками равно 1,5 – 2 мм.
Мы можем «наращивать» первый ряд кружева самыми разными способами:

— зубцами (на фото нить на каждом новом зубце новая, хотя существует возможность «спуска» с зубца без обрезания нити, а начинать новой нитью надо с закрепления узелка, придерживая конец нити, «хвостик» новой нити обрезается после закрепления узелка);

— зубцами с «протяжкой» (нить не обрезается, а протягивается на другую сторону зубца и проходит внутри узелков следующего ряда);

— «арками», получаемыми путём вытягивания нити между узелками и пропуска отдельных «базовых» стежков предыдущего ряда;


— «арками», украшенными маленькими стежками (нить при этом не обрезается нигде, а переход на следующий ряд происходит «прижатым» стежком, – виден в левой части фото, — так же можно «спускаться» с зубца с помощью «прижатого» стежка);

— комбинированием зубцов и украшенных «арок»;

— фестонами, украшающими «арки»;

— «мережкой» (перехват на мережке делается без узелка обычным петельным швом и сильно не затягивается);

— комбинированием «мережки», «арок» и фестонов;

— нанесением узора в технике филейных работ ( по уже имеющейся сетке протягивается нить, как при штопке)

3. Произведения искусства.

Уже перечисленных элементов достаточно, чтобы создавать техникой армянского кружева уникальные изделия, которые смело можно назвать произведениями искусства.

Вот некоторые из них (подборка с различных ресурсов интернета, но последнее фото — работа моей мамы):

Сделай Сам (Огонек) 1995-06, страница 9

бенность армянского кружева, а в том, как завязывают здесь узелки, которые делают кружево очень нарядным (см. рис. 14, а). По краю кружева, формируя последний ряд, узелки завязывают почаще, и ряд получается более плотным, а в промежутках между узелками оставляют маленькие петельки («пико»), что также очень украшает кружево.

Орнамент армянского кружева в основном растительный — цветы, веточки, листья. Иногда они выполняются объемными. На рис. 15 показано плоское и объемное кружево, а также способ шитья цветка и листа.

Материалом для армянского кружева чаще всего служит крученый шелк. Это кружево удивительно изящно, но трудно в исполнении.

Основой для шитья палестинского кружева (рис. 16) служит не тесьма и не край изделия, а две или несколько нитей, протянутых по всей длине кружева (эти нити при вышивке первого ряда обвивают воздушными петлями). Узел в палестинском кружеве тот же, что в собственно восточном кружеве. Точно так же его и шьют — в обе стороны, прикрепляя каждую новую петлю формируемого ряда к соответствующей петле предыдущего ряда (рис. 17, а).

Отличительным признаком палестинского кружева являются элементы узора — двойной крест и кольца.

Шитье двойного креста (рис. 17, б) начинают с дуги, которую закрепляют узелком на петле предыдущего ряда. Затем перехватывают дугу посередине узелком 1 и делают маленькую дугу, прикрепляя ее на следующей петле предыдущего ряда узелком 2. Возвращаются к середине, протягивают нить иглой через узелок 1, вяжут узелок 3 (в начале креста), делают вторую дугу, также проходя через узелок 1. На середине второй дуги делают узелок 4 и шьют кружево дальше.

Кольцо выполняют из оплетенных узелками дуг, соприкасающихся друг с другом (рис. 17, в). При шитье четвертого ряда делают два узелка или более

(как предусмотрено узором) на дуге третьего ряда и, переходя на пятый ряд, вновь делают дугу. Выполняя шестой ряд, обшивают частично дугу пятого ряда и делают новую дугу, переходя к очередному ряду. Последний ряд обшивают узелками с «пико» (рис. 17, г). Таким образом в кружеве получается ряд колец (см. рис. 16).

Наиболее высокой техникой вышивания игольного кружева славились и продолжают славиться страны Европы и более всего Италия, Франция и Нидерланды. Причем кружево этих стран схоже и по технике выполнения, и по узорам, и по общему виду. Правда, несколько выделяется среди «Европейского» кружева так называемое венецианское кружево, для которого характерна особая рельефность.

Резко отличается по технике шитья и по виду «Испанское» кружево и в какой-то мере кружева «Ретичелла», «Хедебо» и «Солнечное». И хотя все эти виды кружев родом из европейских стран, здесь они выделены в особые группы и будут рассмотрены отдельно.

Все виды кружева, объединенные под названием «Европейское» кружево, в том числе и венецианское, шьются одинаково, и обычно работа над ними подразделяется на несколько этапов, включая:

■ заполнение форм разделками;

Читать еще:  Мастер класс стрижка каре

м заполнение бридами и сетками пространства между формами;

■ соединение частей кружева и снятие его с подложки.

Прежде всего узор кружева «разбивают» на части, состоящие из одного или нескольких рапортов, причем длина и ширина каждой части не должна быть

Невероятно красивая техника игольного кружева. Идеи, советы и мастер класс своими руками

Тонкие и воздушные листья , вышитые как будто прямо по воздуху кажутся чем-то невероятным. Тем не менее они достаточно прочны , чтобы использоваться в скрапбукинге или для украшения одежды. Нитки не распустятся , и эта красота останется с вами надолго.

Простой секрет , позволяющий создавать невероятный рисунок.

Для проекта понадобится:

  • Нитки для вышивки;
  • острые ножницы;
  • иглы;
  • клей ( лучше для резины);
  • узор листа , распечатанные или нарисованный на бумаге

Напечатайте нужный рисунок , а затем подклейте еще несколько слоев бумаги к нему снизу. Толщина должна быть такой , чтобы лист хорошо держал швы , но был достаточно гибким. Клей мажем по краям , вдали от самого узора. Для толстой бумаги он не нужен. Нанесите основные проколы по линиям веточек до того , как приступить к вышивке.

Зафиксируйте толстую нить для декора при помощи тонкой нити и иголки. Выкладывайте узор , закрепляя его в местах прокола.

Дойдя до веточки , выложите ее , а затем вернитесь снова к стволу листка.

Прошив середину листа , нанесите отверстия на контур листка. Прошейте его по той же схеме.

После того , как контур готов , можно приступать к заполнению полотна листа.

Для этой работы нужно разделить вышивальную нить на волокна. Этой тоненькой нитью соединяем веточки между собой. В свободном пространстве , новая нитка цепляется к предыдущей , чтобы образовывалось плетение в виде сеточки.

После того , как поле листа заполнено , нужно дополнительно зафиксировать все нити. Для этого по контуру каждой веточки тонкой ниткой делают стежки в форме узелков. Все узелки на одной ветке должны быть направлены в одну сторону. Осталось обрезать тонкую нить контрастного цвета с изнаночной стороны листа.

Освобождайте каждый листочек от бумаги и белых ниток очень аккуратно. Если хотите , чтобы форма была более устойчивой , намажьте каждый лист резиновым клеем и высушите его.

Сохраните , чтобы не потерять.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Кружево и вышивка: армянское рукодельное искусство

Вышивание и кружевоплетение, традиционные и любимые занятия армянских женщин, были широко распространены во всех областях Армении. Хотя старинные образцы вышивок и кружев не сохранились, но в средневековых источниках и у европейских путешественников имеются ценные сведения о высокохудожественном рукоделии.

Самыми древними образцами являются найденные при раскопках города Ани платье и накидка девочки, вышитые золотыми, серебряными и шелковыми нитками. Богатые коллекции средневековой вышивки хранятся в музее-сокровищнице Эчмиадзина, Матенадаране, в коллекции Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви. Эчмиадзинские и иерусалимские коллекции в основном представляют собой богатый набор церковной вышивки, старейшей из которых является хоругвий XV века. Художественная и историческая ценность армянской народной вышивки заключается в ее широкой тематике, богатстве и разнообразии традиционных мотивов и красочных узоров. Армянское рукодельное искусство, неся характерные черты повседневной жизни, быта и культуры народа, отражает при этом специфику разных регионов страны. Во второй половине XIX века сформировались несколько школ вышивки — Ван-Васпуракан, Барцр-Айк (Высокая Армения), Покр-Айк (Малая Армения), Киликийская Армения, Айрарат, Сюник-Арцах. Каждая из этих школ имела свои особенности рукоделия. Отличия проявлялись в материи основы, качестве ниток, цветовой гамме, орнаменте и технике исполнения вышивки.

Палица (часть богослужебного облачения). XVIII век. Константинополь (?). Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, жемчуг. 27,0 x 27,0. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина ǁ vladimirdar.livejournal.com

Особого внимания достойна орнаментика армянской вышивки, которая хотя и очень близка к восточные мотивам, тем не менее своеобразна как отдельными рисунками, так и целыми композициями. В орнаментах вышивки преобладает, в основном, стилизованный и реалистически выполненный растительный и геометрический орнаменты, реже — стилизованно зооморфный (орнитоморфный), менее всего — антропоморфный, причем только в образе стилизованной женской фигуры. Отдельную группу составляет вышивка с бытовыми, портретными и сюжетными узорами, которые получили широкое распространение в начале XX века. Наряду с повсеместно распространенными узорами, существовали сугубо местные орнаменты и композиции, такие как знаменитый ванский «лабиринт».

Вышитая салфетка с узором «лабиринт». Ван. Середина XIX века. Из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Армянская вышивка характеризуется разнообразной техникой и видами швов. Швы были как очень известные и широко распространенные, так и чисто местные, имеющие локальное применение. Киликийский город Айнтап славился изысканной сквозной и двухсторонней вышивкой белыми нитками гладью на белой тонкой ткани.

Особый интерес представляет собой и сложный шов, применявшийся мастерицами киликийского города Мараш. Мастерицы хранили искусство секретного движения рабочей нити, придающей вышивке на ткани вид нашитого на ней кружева. Ввиду особой трудности исполнения этот шов большого распространения не получил. Вышитые изделия из Кесарии, Урфы, Ерзнка и других городов, выполненные трудоемкими швами, очень красочны, одинаково тонки и чисты как с лицевой стороны, так и с изнанки.

Своей особенностью выделялся ванский счетный шов (рабочая нитка стягивает нити ткани по горизонтали и вертикали), который был распространен не только в Васпуракане, но и по всей Западной Армении и Киликии.

Читать еще:  Съедобная флористика мастер класс

Одним из художественных приемов являлось шитье золотыми нитками. Ареал распространения золотого шитья в основном ограничивался Западной Арменией, Малой Арменией, Киликией. В дальнейшем эта техника получила распространение и в армянской диаспоре. В средневековой Армении золотым шитьем занимались в городских мастерских-магазинах, женских монастырях, обителях. В крупных городах с высоким уровнем развития ремесел и торговли золотым шитьем занимались мастера-золотошвеи, которые выходили в состав городских цехов, о чем свидетельствует надпись на церковном занавесе 1761 года.

Армянские мастерицы владели техникой изготовления кружев крючком, спицами, челноком нескольких видов, коклюшками, но отдавали предпочтение кружевам, шитым простой швейной иглой. Богатство узоров, разнообразие и самобытность композиции игольного кружева выделяют его среди других видов кружевного искусства. Наилучшими кружевами считались ванские, ереванские, киликийские (Айнтап, Мараш, Урфа), каринские, впоследствии распространившиеся в Шираке и Джавахке.

Кружевная салфетка. Александрополь. Начало XX века. Из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Кружевоплетение иглой — занятие трудоемкое. На изготовление кружева диаметром в 30–40 см уходило не меньше месяца. Именно поэтому такие изделия ценились очень высоко. Хотя работа и трудоемкая, однако техника армянских кружев проста: шьются одинаковые узелки в ряд, между ними оставляются незначительные просветы, поверх которых протягиваются нитки-петли, и так заполняется весь ряд. В армянских кружевах фон и узор шьются одновременно. При одинаковой технике шитья кружева в каждом регионе Армении имеют свои цветовые сочетания. Различия выявляются в качестве ниток и в орнаментации. Так, ванские кружева изготовлялись из белых хлопчатобумажных, очень тонких катушечных ниток. Там были распространены кружевные скатерти, занавеси, покрывала, салфетки: последние (круглой или овальной формы) составлялись из ряда узоров, образующих пояса.

В Киликии кружевные салфетки, скатерти, покрывала и прочее по орнаменту и технике шитья были похожи на ванские, но несколько массивнее последних, так как шились из более толстых ниток. Каринские шитые кружева в первую очередь были связаны с национальным женским головным убором, обильно украшенным реалистически выполненными мелкими разноцветными кружевными цветками (в виде розочек, лилий, фиалок, колокольчиков, и лр.), бутонами, листьями. Цветы должны были стоять торчком, поэтому их шили плотным швом, при котором ромбовидные клеточки поперечной ниткой делились на треугольники.

Армянским кружевам присущи характерные орнаментально-художественные особенности. Они выделяются особым расположением отдельных мотивов в сложных композициях.

На кружевных изделиях ритмические узоры располагаются концентрическими рядами в виде окружностей, квадратов, эллипсов и т.д., которые создают впечатление бесконечности. Упомянутые выше особенности кружевоплетения наглядно указывают на то, что в армянских кружевах отражаются старинные традиции армянского орнаментального искусства. Наиболее архаичным и любимым мотивом является изображение солнца, состоящее из нескольких изогнутых в виде полумесяца линий, расположенных вихреобразно.

Кружевное покрывало. Ван. Конец XIX века. Из книги: Армяне. Москва : Наука, 2012

Вышивка и кружево ярче и многограннее других видов декоративного искусства выражали художественную культуру повседневного быта народа. Эти изящные предметы играли не только практическо-прикладную, но и ритуальную роль. Во всех самых значимых событиях хозяйственной, семейно-бытовой и праздничной жизни общины и семьи большое место отводилось вышитым и круженым изделиям (полотенца, салфетки, платки).

В Армении существовали городские и сельские типы вышивки кружева, которые при общих чертах имели и свои особенности, что проявлялось в материале, технике исполнения, орнаментации и ареале применения. Если в сельских местностях они имели кустарный характер и были распространены в быту наряду с другими каждодневными занятиями, то в городах бытовали как кустарные занятия, так и ремесло. Художественное рукоделие имело экономическое значение, создавая возможность дополнительных заработков для женщин, что особенно ярко проявлялось в среде западных и киликийских армян в конце XIX – начале XX века. После геноцида армянские женщины в новых местах жительства в Сирии, Ливане, Египте, Греции и других в первую очередь занялись традиционными ремеслами, используя те навыки и умения, которые они унаследовали от предков. Тысячи тружениц были связаны с посредниками, представителями торговых домов и фирм, которые скупали их продукцию для рынка. Вся продукция шла на европейские и американские рынки, где армянские вышивки и кружева успешно конкурировали с другими подобными работами на рынках Парижа, Лондона и Нью-Йорка.

«Майрик, Анна и Гаяне. Три мои святые Мариис пальцами, исколотыми иголкой, заменявшей тысячи стежков швейной машинки, которой у них не было»

ǁ «Майрик» (1991, реж. Анри Вернёй)

О высокой роли и большом значении вышивки и кружевоплетения в жизни армян свидетельствует тот факт, что в армянских семьях ценились навыки девушек в рукоделии. Этим обусловлено открытие со второй половины XIX века женских школ, где в качестве обязательного предмета девочки проходили рукоделие, а в конце года свое творчество выставляли напоказ. В этом плане характерно то, что родители, даже не отдавая девочек школьному обучению, тем не менее приучали их к рукоделию: они осваивали эти навыки частным образом у народных мастериц, которые старались передать свои умения юным ученицам.

1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).

2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×