Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таможенный менеджмент это

Таможенный менеджмент: понятие, особенности. Принципы менеджмента в таможенном деле

Дадим несколько определений таможенного менеджмента.

Первое определение. Таможенный менеджмент в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления.

Второе определение. Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле — форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

Таможенный менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления, объединенных общей целью повышения организационной эффективности. В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Для быстрого и эффективного проведения оформления грузов в таможенном отношении необходимо правильно организовать взаимодействие между участниками, понимать процесс оформления и своевременно принимать решения. Таким образом, менеджмент в таможенной системе – это система управления всей совокупностью средств и методов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, пересекающих границу государства.

Принцип научности, требующий построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях нормативно закреплен в ТК РФ, где одной из функций таможенных органов является проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела. Практически данный принцип реализуется в научной деятельности, в частности, российской таможенной академии, которая входит в систему таможенных органов России. Цель научной работы Академии заключается в получении и применении новых знаний для решения фундаментальных проблем таможенного дела, подготовки, переподготовки и повышения квалификации таможенных кадров, а также повышения научного потенциала Академии и эффективного его использования в образовательной и таможенной сферах деятельности. Основными задачами научной работы Академии являются:
· проведение научных исследований, направленных на решение фундаментальных научных проблем в таможенной деятельности, связанных с обоснованием таможенной и научно-технической политики ФТС России, целевых и инновационных программ развития таможенной службы России;

· выполнение научных исследований, направленных на совершенствование профессионального образования в таможенной системе, образовательных и информационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров;

· участие в разработке образовательных программ, учебных материалов, образовательных стандартов по установленным для Академии специальностям, стандартов качества профессионального таможенного образования;

· развитие научного творчества у студентов, организация рационализаторской, изобретательской работы и научно-исследовательской работы студентов в тесной связи с учебным процессом;

· участие в конкурсах на лучшие научные работы, включая и конкурсы научных работ студентов;

· проведение совместных исследований с зарубежными научными центрами, участие в международных инновационных проектах, научных и образовательных программах, научных конференциях, обмен научными кадрами, адъюнктами, докторантами и перспективными слушателями с таможенными учебными заведениями иных стран на различной основе;

· распространение и пропаганда новых и передовых знаний и результатов научной деятельности в рамках учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области таможенного дела, а также в единой системе таможенных органов России;

· формирование научных школ таможенного дела.

1. Защита таможенными методами экономики России.

2. Обеспечение единства таможенной политики государств-членов таможенных и политических союзов.

3. Правовое обеспечение таможенного дела.

4. Повышение эффективности функционирования таможенных органов.

5. Разработка современных информационно-технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий.

6. Правоохранительная деятельность, борьба с контрабандой и коррупцией, противодействие терроризму, обеспечение собственной безопасности таможенных органов.

7. Формирование компетентного кадрового потенциала таможенных органов и повышение эффективности его использования.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Здесь можно отметить, что уже само наличие ТК РФ является проявлением принципа комплексности и системности в управлении таможенным делом. По своей сути ТК РФ является собранием положений, регламентирующих отдельные элементы таможенного дела. При этом таможенное дело рассматривается именно как совокупность таких элементов.

Такое положение позволяет нам учесть в одном нормативном документе целый комплекс аспектов, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а не обращаться, например, к налоговому законодательству за порядком исчисления и уплаты таможенных платежей, а к законодательству о государственной границе за порядком ее пересечения.

Системность же проявляется в установлении взаимоотношений между элементами таможенного дела. В литературе принято называть ТК РФ «документом прямого действия». То есть, он определяет строгий порядок применения тех или иных положений.

Еще одним признаком системности может служить классификация объектов. Так, например, новый ТК РФ, принятый в 2003 году, в отличие от ТК РФ 1993 года приводит перечень таможенных режимов не простым списком, а по видам режимов.

Комплексность проявляется, в частности, в определении стратегии развития таможенного дела на определенный период. Так, распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 №2225-р одобрена концепция развития таможенных органов. В концепции отмечено, что «целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации, она является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела» [3].

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело. В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры. На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенным и органами и сотрудниками. На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России. Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов. Успех в управлении таможенным делом обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах РФ и их подразделениях.

Принцип демократического централизма (делегирования полномочий). Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами. Применительно к таможенному делу, данный принцип означает, что при передаче задачи из сферы деятельности вышестоящего органа подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Читать еще:  Какие предметы нужны для поступления на менеджера

На практике, данный принцип закреплен посредством установления в ТК РФ четырехуровневой структуры таможенных органов. При этом функции и, соответственно, права каждого из уровней определяются соответствующим положением о таможенном органе.

Так, например, право отменять обжалуемое решение должностного лица таможенного органа может руководитель данного таможенного органа, но отменять решение таможенного органа или его руководителя может только вышестоящий таможенный орган.

Принцип обратной связи. Обратная информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

В качестве проявлений обратной связи можно рассматривать данные таможенной статистики внешней торговли в совокупности со специальной таможенной статистикой. Эти данные позволяют судить о состоянии управляемой системы и ее реакциях на определенные воздействия.

Другим проявлением обратной связи могут являться отчеты, предоставляемые таможенными органами или таможенным органам, как систематические по установленным формам, так и разовые, по запросам.

Еще одним каналом обратной связи является непосредственное взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. Этот вид связи реализован в различных консультативных советах. Также, как вариант, могут рассматриваться телефоны доверия.

Выделение частных принципов управления таможенным делом предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих международных принципах:

· стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

· прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры в сфере таможенного дела применяются последовательно; они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;

· минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;

· ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;

· сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;

· сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 1040 ; Нарушение авторских прав

Сущность и основные понятия таможенного менеджмента

таможенный менеджмент система

Таможенный менеджмент является сравнительно молодой научной дисциплиной и находится на стадии своего становления. В этой связи на сегодняшний день не существует однозначного толкования понятия «таможенный менеджмент».

Рассмотрим наиболее распространенные определения данного понятия, встречающиеся в литературе.

  • 1. В широком смысле таможенный менеджмент представляет собой комплекс взглядов, идей и представлений, которые направлены на объяснение такого социально-экономического явления, как таможенное дело Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. Учебное пособие — М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.-C.137.
  • 2. В специальном смысле таможенный менеджмент представляет собой форму организации научного знания, которое дает целостное представление о закономерностях функционирования таможенных институтов, организаций (органов) и процессов (процедур, технологии) Там же-C.141.

Если обобщить данные определения, то можно говорить о том, что таможенный менеджмент является целостной системой знаний, которые состоят из элементов (идей, взглядов, связей, представлений, существенных закономерностей), между которыми существует логическая взаимосвязь и взаимозависимость одних элементов от других.

Морфологическая структура определения понятия «таможенный менеджмент» более наглядно представлена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 — Морфологическая структура определения понятия «таможенный менеджмент»

1. Таможенный менеджмент представляет собой специфическую разновидность государственного менеджмента, которая связана с реализацией задач в сфере таможенного дела посредством воздействия через принятие решений или за счет повышения организованности таможенной системы Макрусев В.В. Основы системного анализа. Учебник — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.-C.157.

Данная трактовка определения отражает функциональный аспект таможенного менеджмента, однако не является достаточной для конструктивного раскрытия его сущности как объекта теории управления. Расставленные акценты дают возможность максимально эффективно использовать данное определение в ходе исследования таможенного дела, как целостного объекта.

2. Таможенный менеджмент представляет собой теорию управления развитием и функционированием различных таможенных организаций, таможенных технологий и таможенного персонала для обеспечения эффективного предоставления государственных таможенных услуг. Иными словами, таможенный менеджмент — это теория управления таможенными институтами, процессами и услугами в их взаимосвязи.

Данная трактовка понятия также отражает функциональный аспект таможенного дела, при этом она раскрывает структуру таможенного менеджмента. Таким образом, появляется возможность не только эффективно исследовать таможенное дело, как целостный объект, но и структурировать его, а также представить на разных взаимосвязанных моделях.

Более частные трактовки понятия «таможенный менеджмент» представлены в таблице 1.1. В перечисленных определениях доминирует один аспект, который характеризует их специфику, например, свойство, функция или механизм.

Таблица 1.1 — Частные трактовки понятия «таможенный менеджмент»

Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом

Таможенный менеджмент: основные понятия и определения

Особые требования на современном этапе предъявляются к руководителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления. Спектр принимаемых решений чрезвычайно широк: от строго регламентированных оперативных до инновационных стратегического характера — по развитию таможенных институтов, таможенных органов, таможенного персонала, включая вопросы взаимодействия и сотрудничества с конкретными таможенными администрациями и мировым таможенным сообществом в целом. При этом любые акции, предпринимаемые как таможенным инспектором, так и руководителем таможенного органа любого уровня администрирования, должны быть своевременными, предельно выверенными и доказательными, строго соответствовать российскому законодательству и межгосударственным соглашениям по таможенным вопросам.

Качественное решение таких фундаментальных вопросов может быть достигнуто только на основе соответствующим образом разработанной теоретической платформы.

Представим таможенный менеджмент как теорию управления таможенным делом. Введем ее самые общие параметры, включая понятия таможенного менеджмента и их определения, морфологическую структуру определений, объект и предмет таможенного менеджмента и его структуру, основные задачи таможенного менеджмента.

Дадим несколько определений таможенного менеджмента (рис. 13.1).

  • 1. Таможенный менеджмент в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления.
  • 2. Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле — форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

3. Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы.

Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект таможенного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конструктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления. Расставленные акценты позволяют наиболее эффективно использовать это определение в ходе исследования таможенного дела (в плане функционирования и развития) в виде «черного ящика» как целостного объекта.

Рис. 13.1. Морфологическая структура определения понятия «таможенный менеджмент» как теории

4. Таможенный менеджмент — это теория управления функционированием и развитием таможенных институтов, организаций, технологий и таможенного персонала с целью результативного исполнения государственных функций и предоставления государственных таможенных услуг. В упрошенном варианте — теория управления таможенными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостной взаимосвязи.

Читать еще:  Факультет технологического менеджмента и инноваций

Данное определение, как и предыдущее, отражает функциональный аспект таможенного дела и аспекты его развития. В то же время оно раскрывает структуру основного объекта теории. Следовательно, позволяет не только эффективно исследовать таможенное дело в виде «черного ящика», но и дает возможность структурировать объект, представить и исследовать его на разных взаимосвязанных моделях. В дальнейшем данное определение, в силу его общности, будем рассматривать как базовое.

Возможны и более частные определения понятия «таможенный менеджмент». Примеры определений представлены в табл. 13.1. Они сформулированы по аналогии с подобными определениями в общем менеджменте или в государственном управлении. В таких определениях доминирует основной аспект, характеризующий его специфику, например, какое-либо свойство, функцию, механизм или процесс реализации целей.

Таблица 13.1. Частные определения понятия «таможенный менеджмент»

Особенности менеджмента в таможенной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленные на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Основная цель менеджмента — обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятия решений, так и путем роста организованности таможенной системы.

Содержание

Введение
1. Основы управления в таможенных органах.
2. Принципы и функции таможенной деятельности.
3. Методы управления в таможенной системе.

4. Структура ФТС, виды таможенных органов.

5. Менеджмент таможенных услуг.

6. Пути совершенствования таможенного менеджмента.

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент курсовая.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра экономической теории

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему « Особенности менеджмента в таможенной системе»

Студент 3 курса заочной формы обучения

Факультета таможенного дела.

Группа 311-з Яшин В.Е.

Подпись «___________________» 2010г.

1. Основы управления в таможенных органах.

2. Принципы и функции таможенной деятельности.

3. Методы управления в таможенной системе.

4. Структура ФТС, виды таможенных органов.

5. Менеджмент таможенных услуг.

6. Пути совершенствования таможенного менеджмента.

Список использованной литературы

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленные на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Основная цель менеджмента — обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможенного дела, как путем воздействия через принятия решений, так и путем роста организованности таможенной системы.

Это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающие менеджмент госструктуры от коммерческого (прежде всего, в целях, методах оценки, формах отчетности, процедурах контроля, ответственности в системе стимулов).

Таможенный менеджмент состоит из совокупности принципов, методов, средств и форм управления, объединенных общей целью повышения организационной эффективности. В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Для быстрого и эффективного проведения оформления грузов в таможенном отношении необходимо правильно организовать взаимодействие между участниками, понимать процесс оформления и своевременно принимать решения. Таким образом, менеджмент в таможенной системе – это система управления всей совокупностью средств и методов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, пересекающих границу государства.
Сразу же определимся и с понятием таможенное регулирование. Справочники приводят такое определение: таможенно — тарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В отличие от таможенного менеджмента таможенное администрирование представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Управление в таможенной системе является непрерывным информационным процессом воздействия на сотрудников таможенной службы, обеспечивающим их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

1. Основы управления в таможенных органах.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.

Что же такое управление? В литературе имеется множество определений понятия «управление», в том числе социально-экономическими системами, к которым относится и система таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в та­моженных органах.

К субъектам управления в таможенных органах отно­сятся все руководители, имеющие полномочия принимать уп­равленческие решения, давать поручения подчиненным сотруд­никам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все эле­менты и подсистемы таможенного поста, таможни, региональ­ного таможенного управления и ГТК России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управ­ляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможен­ные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществле­нию функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Для уяснения вопроса о субъекте и объекте управления важно понять, что управление как структура в таможенных ор­ганах носит ступенчатый, иерархический характер и что различ­ные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект после­дующих управленческих и исполнительских действий. Соответ­ственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Существенную роль в системе управления играют взаимо­связи и взаимоотношения между субъектом и объектом управ­ления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управле­ния, в результате чего принимается решение, которому прида­ется одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управ­ления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управ­ления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту уп­равления по каналу обратной связи. Таким образом, управле­ние является относительно непрерывным процессом. Непрерыв­ный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т. е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленчес­ких работ или стадий и этапов управления, которые выполня­ются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осу­ществляться в форме планирования, выработки основных на­правлений развития системы таможенных органов.

Читать еще:  Высший менеджмент это

Система управления в таможенных органах состоит из сле­дующих компонентов: механизма управления, структуры управ­ления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выра­женную нацеленность управления на конечный результат слу­жебной деятельности; сочетание управленческой деятельнос­ти внутри системы с работой с участниками ВЭД; осущест­вление полномочий органа государственного управления; допус­тимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопреде­ленность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объ­ективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: обществен­ных, коллективных и личных. Важной особенностью управле­ния является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и не­обходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней сре­дой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функци­онирования.

К ним относятся:

 Закон единства системы управления

 Закон оптимального соотношения централизации функций управления

 Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления про­является: в неразрывной цепи отношений управления от выс­ших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единст­ве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Основные параметры таможенного менеджмента как теории управления таможенным делом;

Особые требования на современном этапе предъявляются к руководителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их решений, к методической и инструментально-технологической базе управления.
Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию управления таможенным делом

1) понятия таможенного менеджмента и их определения,

2) объект и предмет таможенного менеджмента,

3) основные задачи таможенного менеджмента. Таможенный менеджмент в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможенного дела как социально-экономического явления. Таможенный менеджмент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, закономерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других.

Объект там-го менеджмента – таможенное дело. Предмет – управление таможенным делом, реализуемое и развиваемое с учетом рыночной природой сферы ВЭД.

Стратегической целью (задачи) развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:

• повышению уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

• повышению качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращению издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

• повышению эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.

19.Мотивация и стимулирование персонала в системе таможенных органов

Систему мотивации персонала нужно строить исходя из анализа потребностей сотрудников, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности сотрудников. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают в организации, для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала. Различные изменения в организации, ее рост, реорганизация требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся факторов. Материальные формы мотивации являются наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство. Законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения госслужащими иных доходов помимо основного места работы, поэтому денежное содержание остается основным источником доходов и является мощным стимулом повышения результатов труда. В сфере управления персоналом таможенных органов под понятием мотивация трудовой деятельности подразумевается:
— Потребности и ожидания работника;
— Меры, которые компания применяет по от ношению к таможеннику для эффективности его труда;

Вознаграждение, оплата труда работника.
Ни одна система управления не будет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Различают следующие виды мотивации:
— Материальная – назначение, повышение оклада, надбавки и доплаты, переменная часть заработка – премии, комиссионные и прочие.
— Нематериальная – вознаграждение за заслуги, имеющие денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты).
— Моральная – вознаграждения не имеющая денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты и дипломы), предоставление некоторым сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т.д.).
— Организационная – создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании.
Существуют так же другие методы мотивации сотрудников таможенных органов, встречающихся в мотивационных теориях:
— Мотивация достижения – стремление работника получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд.
— Мотивация избегания – стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций.
— Мотивация успеха – стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле.
— Мотивация на власть – стремление человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу и условия труда других людей.
— Мотивация на принадлежность/признание – ярко выраженная потребность человека работать в коллективе (команде) и получать признание от своих коллег.
— Социальная мотивация – стремление работника к достижению высокого личного или организационного социального статуса, повышению свой социальной ответственности перед обществом.
В системе органов Федеральной таможенной службы за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий. Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20 %. В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме.
Служащие таможенных органов могут поощряться:
— за успешное выполнение должностных обязанностей,
— за общественно-полезные дела,
— за проявление активности и инициативы,
— за отвагу и высокий профессионализм,
— за безупречную продолжительную работу.
Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:
— объявление благодарности,
— вручение ценного подарка,
— выдача премии,
— вручение почетной грамоты,
— занесение в Книгу или на Доску Почета,
— присвоение звания «лучший работник»,
— нагрудный знак – отличник или почетный,
— досрочное присвоение специального звания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×