Направление профессиональное обучение по отраслям
Специальность Профессиональное обучение по отраслям – что это
Кем можно работать, какая может быть профессия?
Среди всех специальностей широкий перечень имеют педагогические профессии. Для того, чтобы любой человек стал специалистом в своем деле, сперва он должен пройти долгое и всестороннее обучение.
Если в школе таким обучением занимаются учителя с общепедагогическим образованием, то в профессиональном обучении требуется отдельная категория специалистов.
В частности, это касается профессионально-технических учебных заведений – учебно-производственных комбинатов, техникумов, колледжей. Для того, чтобы обучить будущего работника его специальности, преподаватель должен не только сам разбираться в учебном предмете, но и также иметь необходимые психологические и педагогические навыки.
Таким образом, специалист с дипломом «профессиональное обучение по отраслям» — это преподаватель по учебно-производственным дисциплинам.
Список учреждений, в которых может работать этот специалист весьма широк: средние, средние специальный и высшие учебные заведения, предприятия, научно-технические бюро.
Наиболее распространенная должность по этой специальности – мастер или педагог производственного обучения. Однако, имея такую специальность вовсе не обязательно всю жизнь заниматься подготовкой учащихся в техникумах или колледжах.
В образовательную программу по этой специальности входит прежде всего общепедагогическая подготовка, то есть понимание того, что из себя представляет наука и образование, какие существуют учебные методики.
Кроме того, данных специалистов обучают вопросам психологии, взаимодействия с людьми. Если пару десятков лет назад эта сфера была полностью государственной, то сегодня частное обучение распространено не только на уровне частных учебных заведений, но и на крупных предприятиях.
Представьте себе большую торговую фирму, имеющую множество филиалов. Такая фирма может иметь в штате сотни, а то и тысячи сотрудников, при чем основу ее деятельности будут составлять менеджеры по продажам или продавцы-консультанты.
Независимо от того, какое образование на момент принятия на работу имеют эти люди, если фирма хочет развиваться, она обязательно будет регулярно обучать своих сотрудников и повышать их навыки и квалификацию. Однако, для этого такой фирме нужен человек (один или несколько), которые грамотно составят учебный план, подготовят учебные материалы и организуют весь процесс.
Скорее всего, таким вопросом будет заниматься именно человек, имеющий педагогическую специальность в сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, специалист по профессиональному обучению может работать и на частном предприятии в должности тренера, коуча или менеджера по обучению персонала.
Кроме того, педагогические навыки и умение работать с людьми являются хорошим подспорьем и в открытии собственного бизнеса. По последним социологическим данным, предпринимательская деятельность в сфере образования сегодня входит в тройку самых популярных и прибыльных во всем мире.
Это связано с тем, что в современном мире каждый человек, который хочет иметь стабильную и оплачиваемую работу, должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения. По этой причине, сотни тысяч людей ежегодно принимают участие в платных семинарах, лекциях или тренингах по всевозможным направлениям: менеджмент, построение собственного бизнеса, финансовое планирование, маркетинг, веб-дизайн и много другое.
Даже ставшие уже привычными в нашей стране курсы бухгалтерского дела, массажа или дизайна являются примером профессионального обучения в определенной отрасли. Поэтому, имея диплом по данной специальности, определенный опыт работы и желание начать свое дело, вполне реально создать собственный образовательный центр или проводить те, или иные обучающие курсы.
Конечно, для такого занятия законодательство в большинстве случаев не требует наличия диплома и образования, но обучение людей, пусть даже и взрослых – очень сложный процесс.
Даже если сам специалист хорошо умеет обрабатывать фотографии в графических редакторах, насколько легко ему будет рассказать и показать все это так, чтобы даже полный новичок в компьютерных технологиях смог разобраться и научиться делать так же.
Поэтому не имея хороших педагогических навыков, невозможно самостоятельно составлять учебные планы и проводить действительно полезные и познавательные тренинги и занятия.
По этой причине, имея специальность «профессиональное обучение по отраслям», можно работать во многих сферах, в том числе и заниматься предпринимательской деятельностью. Главное при этом понимать, что в современном мире одного только диплома недостаточно, а прежде всего нужно иметь хорошие знания, навыки и желание работать по своей специальности для того, чтобы быть успешным специалистом.
Профессиональное обучение (по отраслям) (бакалавриат)
Профессиональное обучение (по отраслям)
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — профильный предмет, по выбору вуза
- Биология — по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».
Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.
Содержание статьи:
Описание специальности
Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.
По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.
Сроки обучения
Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.
Основные предметы 
Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.
Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:
- История;
- Философия;
- Иностранный язык;
- Политология;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Основы экологии.
Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:
- «Языки и методы программирования»;
- «Информатика и компьютерные сети»;
- «Операционные системы» и т.д.
Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:
- «Общая и профессиональная педагогика»,
- «Педагогические технологии»,
- «Методика профессионального обучения»,
- «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
- «Методика воспитательной работы» и др.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:
- развитие личностных качеств специалиста, необходимых в области его профессиональной деятельности;
- разработка программы и отдельных мероприятий учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профобразования;
- организация и обеспечение профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе существующих нормативно-правовых актов;
- анализ различных профессиональных и педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения специалистов.
В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:
- участвовать в комплексных исследовательских программах, изучающих проблемы подготовки специалистов;
- организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся в учреждении среднего профобразования;
- внедрять в учебный процесс и распространять различные новшества и новые методики по обучению и формированию креативных навыков при подготовке специалистов.
В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:
- организация деятельности и анализ ее эффективности на предприятиях и в учебно-производственных мастерских;
- техническое обслуживание и эксплуатация учебно-технологического оборудования в образовательном учреждении;
- организация основных этапов учебно-технологического процесса на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.
Профессия
В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:
- учебно-профессиональная деятельность;
- научно-исследовательские учреждения;
- организационно-технологическая деятельность;
- обучение по выбранной профессии.
Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным – «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.
Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.
В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Омского государственного педагогического университета
Тип образовательной программы
Фото галерея
Видео галерея
Вы здесь
Направление подготовки: 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Направленность (профиль) – Экономика и управление
1. Что будет написано в дипломе?
Согласно ФГОС ВО, утвержденным в 2016 году, по окончании бакалавриата выдаётся диплом с присвоением степени «Бакалавр». Диплом даёт право работать в профессиональных образовательных организациях, в организациях, где необходимы экономические знания или владение навыками управления персоналом. Диплом свидетельствует, что выпускник вуза получил высшее образование в области преподавания управленческо-экономических или информационных дисциплин и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.
2. Область и объекты профессиональной деятельности?
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, социально-экономическую сферу.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: профессиональное обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
3. Каковы основные виды профессиональной деятельности?
Основным видом деятельности, к которому готовятся выпускники, является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области профессионального образования
- обучение и воспитание в сфере профессионального образования в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов
- использование инновационных практикоориентированных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, обучающимися и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении педагогическим коллективом для решения задач профессиональной деятельности
- формирование интегративной образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, в том числе с применением информационных технологий
- обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса
4. Насколько сегодня востребованы специалисты этого направления на рынке труда?
Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, постоянно требуют подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому потребность в педагогах профессионального обучения, способных осуществлять обучение профессиональному творчеству и мастерству, весьма высокая и стабильная.
Конкурентные преимущества педагога профессионального обучения на рынке труда:
— владение современной информацией о развитии мировой экономики и передовыми технологиями управления персоналом
— устойчивая субъектная позиция в профессиональной деятельности
— навыки продуктивного общения и взаимодействия с людьми
— оригинальность мышления, находчивость, разносторонность, стрессоустойчивость, креативность
5. Какие дисциплины (предметы) изучают бакалавры?
В ходе обучения по программам бакалавриата студенты получают знания по следующим блокам дисциплин:
- методология профессионально-педагогических исследований, история и философия профессионального образования
- общая и социальная психология, психология профессий и профессионального образования
- общая и профессиональная педагогика, основы профессионально-педагогической деятельности
- технологии профессионального образования и воспитания, методика профессионального обучения
- практическое обучение
- курсы по выбору, позволяющие совершенствовать компетенции бакалавров в профессионально-педагогической, управленческо-экономической, информационно-коммуникационной областях
Образовательная программа предусматривает следующие виды практик: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, профессионально-педагогическая, преддипломная. Оценка сформированности заявленных в ФГОС ВО по осваиваемому направлению компетенций осуществляется на основе сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.
6. Интересно ли учиться на направлении «Профессиональное обучение (по отраслям)»?
Возможность получения разносторонних знаний и развития профессионально-педагогических компетенций вызывает неподдельный интерес у студентов и абитуриентов. Преимущество бакалавриата заключается в том, что параллельно с усвоением знаний происходит формирование различных навыков и развитие компетенций в рамках разнообразных видов деятельности – учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектировочной, творческой, культурной, спортивной и др. Можно выбрать дополнительные занятия в секциях и кружках по интересам, принимать участие в общественной, волонтерской деятельности факультета, проявлять свои таланты и способности на мероприятиях разного уровня – факультетского, университетского, городского, регионального, всероссийского, международного. Когда занимаешься тем, что тебя действительно интересует – это всегда захватывает и вдохновляет на самосовершенствование!
7. В чем заключается особенность подготовки бакалавров профиля «Экономика и управление» на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма?
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет ряд преимуществ:
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом его способностей, интересов, возможностей, потребностей
- Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава факультета, актуальность выбранного профиля подготовки
- Ежегодно факультет проводит Батышевские чтения в рамках Недели науки, региональную профессионально-педагогическую олимпиаду, региональный студенческий научный форум «Будущее региона – в руках молодых!», студенческую научно-практическую конференцию, где можно представить результаты своих исследований, проекты, доклады по актуальным проблемам
- Возможность продолжить образование в магистратуре по программам «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании», «Педагогика и психология профессионального обучения»
- Трудоустройство в ведущие профессиональные образовательные организации г. Омска и области, руководители которых являются социальными партнерами факультета и принимают активное участие в организации образовательного процесса и оценивании его результатов
8. Какие экзамены необходимо сдавать при поступлении?
При поступлении на направление «Профессиональное обучение (по отраслям)» направленность (профиль) «Экономика и управление» абитуриенты должны сдать три вступительных экзамена:
- русский язык
- математика
- обществознание
Профессиональное обучение (по отраслям)
Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.
По профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» возможен дополнительный творческий экзамен.
Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.
В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.
- Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Информатика и вычислительная техника
- Машиностроение и материалообработка
- Транспорт
- Экономика и управление
- Проводить различные типы и виды занятий (теория и практика) в профлицеях, колледжах и техникумах
- Развивать профессионально важные качества личности современного рабочего (специалиста)
- Осуществлять диагностику и прогнозирование личности рабочего (специалиста)
- Формировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) для различных отраслей экономики
- Проектировать, адаптировать и применять дидактические средства (плакаты, таблицы и т.д.) для подготовки рабочих (специалистов)
- Разрабатывать индивидуальные технологии и методики обучения рабочих (специалистов)
- Проектировать формы, методы и средства контроля успеваемости студентов
- Использовать в педагогической деятельности современные воспитательные технологии для формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей
- Организовывать учебно-производственный процесс через труд
- Руководить учебно-исследовательской работой студентов
- В процессе обучения рабочей профессии (специальности) применять передовые отраслевые технологии
- Формировать профессиональные компетенции рабочего определенного квалификационного уровня
- Контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и на предприятиях
- Использовать в педагогической деятельности интерактивные технологии подготовки кадров
- Проводить мероприятия по социальной профилактике учащихся
- Пополнять кабинеты, лаборатории и мастерские учебным материалом, оборудованием и приборами по профилю обучения
- Использовать и обслуживать (налаживать и ремонтировать) учебно-технологическое оборудование
- Формировать для выпускников портфолио из их образовательных и профессиональных достижений
Учебная и производственная (педагогическая) практики студентов могут проходить на базе образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования (в профессиональных лицеях, колледжах, техникумах), в учебно-курсовых сетях предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения.