Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессиональное обучение в школе

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2013 г., 20 января, 26 мая, 27 октября 2015 г.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный N 28395

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292)

С изменениями и дополнениями от:

21 августа 2013 г., 20 января, 26 мая, 27 октября 2015 г.

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.*(1)

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524 пункт 6 изложен в новой редакции

6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Информация об изменениях:

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена*(2).

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.*(3)

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.*(4)

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17 в пункт 13 внесены изменения

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

*(1) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(2) Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(3) Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(4) Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.

В связи с этим прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Речь идет о программах профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Профобучение осуществляется в образовательных организациях и в форме самообразования. Формы обучения организация определяет самостоятельно. Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения.

Содержание и продолжительность профобучения зависят от конкретной программы профобучения. Она разрабатывается и утверждается образовательной организацией на основе установленных квалификационных требований (профстандартов). Допускается обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Обучение несовершеннолетних должно предусматривать обязательное получение ими среднего общего образования.

Причем обучать женщин и лиц до 18 лет можно лишь по разрешенным для них профессиям (должностям).

Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация определяет сама. Итоговая аттестация проходит в виде квалификационного экзамена (практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний). К проведению экзамена привлекают представителей работодателей (их объединений).

Успешно сдавшим экзамен присваивают соответствующий разряд (класс, категорию) и выдают свидетельство о профессии (должности).

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный N 28395

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 мая 2013 г. N 110

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Профессиональное обучение, его отличия от средне-специального, способы получения

Для смены профессии или повышения компетенций может понадобиться дополнительное профессиональное обучение. Этот вид учебы связан с практической деятельностью, поэтому желательно его проходить в очной или очно-заочной форме.

При этом базовый уровень подготовки специалиста не меняется. Его профильное образование остается прежним. Например, на предприятие пришло новой оборудование, с которым нужно уметь работать. Руководство принимает решение отправить на учебу и стажировку несколько сотрудников, чтобы те, в свою очередь, обучили остальных.

Что такое профессиональное обучение

Нельзя путать среднее специальное и профессиональное образование . В первом случае человек получает образование выше, чем имел до сих пор. Например, выпускник общеобразовательной школы поступает в техникум, где изучает несколько профильных дисциплин, сдает экзамены и получает диплом. Уровень его базового образования повышается.

Читать еще:  Академия мвд заочная форма обучения

Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.

Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.

Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.

Кому нужно профессиональное обучение

Технологии развиваются в быстром темпе, постоянно создается нечто новое в рамках каждой профессии, поэтому дополнительное периодическое профессиональное образование может понадобиться любому специалисту:

  • Педагогу или психологу – появляются новые эффективные методики, которые дают хороший результат при работе с людьми.
  • Программисту – они вообще постоянно учатся и получают новые знания, чтобы удерживаться в профессии. Пойти на курсы какого-то нового языка кодирования информации означает пройти профессиональное обучение.
  • Врачу для освоения новых методов лечения.
  • Инженеру – для знакомства с новым оборудованием, которое в несколько раз эффективнее предыдущего старого.
  • Бухгалтеру или юристу в связи с выходом новых законов, с которыми придется работать в дальнейшем.

В экономически развитых странах есть программы непрерывного обучения специалистов. В их рамках человек любой профессии может раз в год подавать заявление для повышения квалификации, которая оплачивается государством или предприятием. Это позволяет постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки практической работы.

Профессиональная переподготовка – это тоже вид профессионального обучения, при котором человек с дипломом среднего специального или высшего образования имеет право получить другую профессию, затратив на это меньше времени, чем потребовалось бы для окончания вуза. Здесь играет роль мотивация – дополнительный заработок, смена места работы по определенным причинам. В этом случае слушатель учебных программ получает только самые необходимые теоретические знания и практические навыки, которые пригодятся для работы.

Диплом о присвоении квалификации не выдается, только свидетельство о прохождении профпереподготовки, дающее право работать по новой профессии. В интересах слушателя хорошо усвоить материал и сдать экзамены. Как сложится в дальнейшем его карьера – зависит от него самого.

Повышение квалификации в рамках профессии также можно отнести к профессиональному обучению. В этом случае человек не меняет профессию полностью, но нарабатывает новые навыки. Например, для работы на более высокой должности, с новым оборудованием. Часто данным видом обучения пользуются юристы, имеющие диплом о высшем образовании, но которые хотят сменить направление деятельности – с гражданского права на уголовное или хозяйственное, на адвокатскую деятельность или нотариальные услуги.

Люди, имеющие высшее или среднее специальное медицинское образование, могут получить дополнительную профессию фармацевта и открыть собственную аптеку. Врач-физиолог может пройти курсы для получения специальности техника по обслуживанию медицинской аппаратуры и получать больше зарплату, работая на двух должностях.

Кто может поступать

На профессиональное обучение принимаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане различного возраста, в том числе:

  • ученики 10-11 классов общеобразовательных школ;
  • лица, имеющие среднее общее образование;
  • студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования;
  • лица, имеющие соответствующую квалификацию и желающие повысить разряд.

Вступительных испытаний на программы профессионального обучения не предусмотрено.

Где можно получить профобразование

Дистанционное профессиональное обучение без отрыва от основной работы можно получить в компании ЕЦВДО, которая предлагает краткосрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Дистанционное образование дает возможность:

  • Не платить за проживание в другом городе, если таких программ нет в вашем городе.
  • Обучение проводится через Интернет, но слушатель всегда имеет возможность связаться с преподавателем и получить консультацию по интересующим вопросам.
  • Обучающийся сам выбирает темп учебы исходя из своих потенциальных способностей к усвоению нового материала. Программу можно закончить раньше.
  • По окончании курсов слушатели сдают экзамены и получают документ установленного образца с правом работать в данном направлении.

Очные курсы профессионального обучения можно найти в своем городе или областном центре, где проводится переподготовка специалистов. Туда можно записаться по направлению из центра занятости, в зависимости от того, какие профессии актуальны на рынке услуг.

Есть множество очно-заочных краткосрочных или долгосрочных курсов, которые нужно посещать вечером после работы. Это позволяет не терять источник дохода и одновременно работать в направлении смены профессии.

Как поступить

Чтобы пройти профессиональное обучение, необходимо знать свою цель – получить новую профессию, повысить квалификацию, или овладеть минимальными навыками для работы, чем чаще всего пользуются выпускники школ.

Условия поступления в каждом случае будут разные. Это зависит от первоначального уровня образования – школа, колледж, вуз. Например, для переподготовки в рамках юриспруденции необходимо иметь оконченное высшее образование в области права и предоставить копию диплома перед зачислением. Профессиональную переподготовку на базе высшего образования могут проходить люди, уже имеющие диплом бакалавра или магистра.

Для работы на каком-либо предприятии – заводе, фабрике – обычно предлагают курсы не более 1-2 месяцев с практической составляющей учебы. Чаще всего такие курсы организовываются на базе того же предприятия, а преподают квалифицированные мастера. Одновременно человек может понемногу начинать работать и получать зарплату.

Регулирование профобучения на законодательном уровне

Профессиональное обучение регулируется законодательством, в частности, ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В статье дано обозначение организации профессионального образования и четко указано, какие организации имеют право осуществлять образовательную деятельность.

Что такое программы профессионального обучения

Программа представляет собой комплекс нормативно- методических документов, разработанных по определенным стандартам, в соответствии с квалификационными требованиями для исполнения должностных обязанностей.

На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

  • предоставление знаний в области профессиональной деятельности;
  • помощь в овладении приемами и методами выполнения работы.

Результат обучения: что получает слушатель

Приобретение необходимых компетенций, соответствующих должности, пополнение и обновление знаний, получение разряда/категории/класса – гарантированный результат изучения программ профобразования.

Свидетельство о профессиональной подготовке – документ, подтверждающий новую квалификацию работника. Его он получает после окончания курсов.

Семинар «Профессиональное обучение школьников»

Профобучение в вечерней школе – территория успеха

Происходящие в экономической жизни современного общества изменения требуют качественного преобразования характера и содержания труда, т.е. повышаются требования к работнику в разных сферах производственной деятельности. Становится актуальным социально-профессиональная мобильность, конкурентоспособность молодого специалиста.

В республике Саха большое внимание уделяется подготовке молодых рабочих кадров. Это приоритетное направление в политике руководства Якутии сегодня особенно актуально. Современное производство ждет квалифицированных специалистов, соответствующих профессиональным стандартам, способных адаптироваться к динамично изменяющимся условиям рынка , готовых к индивидуальной ответственности за качество труда и готового управлять собственной производственной деятельностью. Все это требует нового подхода в профессиональном обучении, структура и качество которого вызывает нарекания работодателей.

Подготовка будущего молодого специалиста должна начинаться уже в школе. Именно школа способна обеспечить уверенное вступление в жизнь школьников. Вечерняя школа имеет богатейший опыт в области профессиональной подготовки учащихся. Основная цель, к которой мы стремимся – подготовить квалифицированных рабочих разных специальностей, способных найти себя в современном обществе, умеющих проявлять творческие инициативы в процессе будущей профессиональной деятельности. Основной характеристикой «качества» выпускников школы является их конкурентоспособность. Наши учащиеся получают не только профессиональные знания и умения, позволяющие решать проблемы, возникающие на производстве и социально-коммуникативную компетентность, но и профессионально важные качества, от которых зависит адаптация наших учащихся на производстве.

Для того чтобы адаптировать молодых людей к профессиональной среде, повысить их конкурентоспособность на рынке труда педагоги вечерней школы постоянно стремятся внедрять новые технологии в дуальном образовании. Более высокие результаты в подготовке автослесарей, водителей категории «В», поваров, кондитеров, продавцов, операторов ЭВМ мы стремимся получить через развитие определенного набора профессиональных компетентностей, соответствующих требованиям и запросу работодателей. Нами были структурированы профессиональные компетентности и учебный материал в отдельные профессиональные модули, содержание и объем которых варьируется в зависимости от профессии обучающегося. Профессиональные модули позволили оперативно их изменять при изменении требований к специалисту со стороны работодателя. Кроме того, модульно-компетентностный подход позволил индивидуализировать обучение школьников исходя из его личных качеств и имеющегося опыта.

Читать еще:  Обучение на парикмахера в череповце

Несоответствие запросов работодателей с уровнем квалификации молодых кадров, недостаток профессиональных компетенций по одной лишь профессии, наличие которых позволило бы выпускнику вечерней школы быть востребованным на рынке труда, профессионально мобильным и гибким все это определило новое направление в профессиональном обучении школьников. В рамках нового направления профобучения был разработан проект «Трудовые резервы», который направлен на подготовку конкурентоспособного выпускника в условиях полипрофессионального образования. Введение смежных специальностей позволит учащимся быть более адаптированными на рынке труда, иметь более четкое представление своих жизненных перспектив.

18 апреля в вечерней школе был проведен районный семинар по профессиональному обучению школьников. На семинаре присутствовали не только педагоги школ города, управления образования, но и представители работодателей ООО «Мечел-Ремсервис», ООО «Нерюнгринская автобаза», Сахателеком, ООО «Ассорти» и др. Сегодня работодатели, с которыми сотрудничает школа, уделяют особое внимание качеству подготовки будущих молодых рабочих и заявляют о своих запросах к будущему специалисту.

На семинаре были рассмотрены вопросы профессионального обучения в школе, проектной деятельности школьников в рамках изучаемой профессии, о наборе профессиональных и ключевых компетенций, которым должен овладеть выпускник школы.

В рамках практической части семинара были представлены проекты школьников по специальности «Оператор ЭВМ» — проект «Формирование бюджета семьи в электронных таблицах»; Web -дизайнер — «Создание электронного пособия по информатике», «Повар» – «Приготовление плова», «Кондитер» — «Кондитерские изделия из дрожжевого теста», «Автослесарь» — «Модернизация ступицы», «Карбюратор». Учащиеся рассказали о своих исследовательских наработках и продемонстрировали практическое владение изученной темой проекта. Затем все участники семинара продолжили работать в фокус-группах. Им было предложено решение ситуаций по отдельным профессиональным линиям. Представлявший решение учащийся, продемонстрировал свои профессиональные компетенции, которыми он уже овладел в ходе изучения специальности. Далее были разыграны ролевые ситуации «У работодателя». Учащийся, который пришел трудоустраиваться, должен был презентовать себя работодателю таким образом, чтобы он был принят на работу. Разговор между соискателем работы и работодателем носил содержательный и предметный характер. Учащиеся сумели представить работодателю свои профессиональные и личностные компетенции.

Результатом работы вечерней школы является количество выпускников, трудоустроившихся или продолживших обучение по одной из изучаемых специальностей, н аличие компетенций у выпускника, отвечающих требованиям работодателей.

Таким образом, система профессионального образования должна постоянно сопровождаться определением новых потребностей в обучении и обновлением содержания обучения, что определяется рынком труда. При этом работодатели должны тесно сотрудничать с учебным заведением. Только в сотрудничестве можно обеспечить необходимое качество обучения и соответствие необходимым стандартам.

Профессиональное обучение в школе

Как вы считаете, в каком состоянии находится детское кино в России?

В упадочном. На экраны выходит слишком мало фильмов для детей!

Фильмы для детей, конечно, снимают, но их качество меня не устраивает

Чтобы возродить детское кино, государству следует в первую очередь поддерживать воспитывающие и добрые кинопроекты

Не знаю. В городе, где я живу, в кинотеатрах всегда показывают много детских фильмов — старых и новых

Всего проголосовало: 59

Текущий номер

Учитель — это профессия, которая всегда с тобой

номер 15, от 14 апреля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

У педагогов на карантине выходных нет. Они не сидят без дела в соцсетях, не читают хронику эпидемии, не смотрят фильмы, которые рекламируются для скрашивания досуга. Они заняты освоением платформ и составлением видеоуроков, подбором дистанционных заданий, налаживанием каналов обратной связи. И несмотря на загруженность, они с тревогой думают о будущем. Когда и каким будет первый недистанционный урок? Какими вернутся дети? Сможет ли школа выйти из кризиса без потерь?

«Если человек имеет высшее образование как элемент общей культуры, хочет работать в школе и готов потратить время на подготовку к сдаче экзамена на профстандарт, его вполне можно допустить к преподаванию даже авансом при наличии обязательства, скажем, в течение года пройти соответствующие курсы без отрыва от производства», – считает академик РАО Виктор Болотов. Сложностям профстандарта посвящена его авторская колонка в новом номере.

Российские вузы вот уже несколько недель находятся на дистанционном обучении. Что думают о новом формате студенты? Страдает ли качество обучения при удаленной работе? Появилось ли больше времени для личной жизни и дополнительной подготовки? Читайте мнения ребят из разных регионов страны в рубрике «Студсовет»!

В самоизоляции у многих появилось появилось больше времени для чтения. Чтобы перевести внимание, прикованное к пандемии, в более конструктивное русло, представляем авторский обзор книг об эпидемиях, написанных в разное время. Невозможно не заметить, насколько обстоятельства и реалии эпидемий прошлых эпох перекликаются с днем сегодняшним.

Наши приложения

Профессиональное образование

Сетевое взаимодействие решает многие проблемы

Прежде всего это организация пробы своих сил учащимися школ в различных направлениях профессиональной деятельности. Формы организации такого процесса могут быть различны: например, профессиональные пробы, осуществляемые в рамках курса «Технология» как в самих школах (МУКах), так и на базе колледжей города, при этом на базе колледжей может быть развернута широкая деятельность по привлечению школьников к формированию первичных профессиональных навыков и умений во внеучебное время (вторая половина дня, выходные дни).

Однако гораздо больший интерес в плане формирования профессиональной направленности личности представляет собой организация профессиональной подготовки школьников на базе колледжей.

Профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки России от 21.06.2006 г. №03-1508, определяющим Перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях. При этом для профессиональной подготовки возможно использование вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы в соответствии с приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 (до 5 часов в неделю в 9-м классе и до 12 часов в неделю в 10-м и 11-м классах, всего 986 часов за 9-й, 10-й и 11-й классы), а также использование часов, отведенных на образовательную область «Технология».

Я полагаю, что широкомасштабная организация этого процесса может стать основным фактором, формирующим интерес школьников к техническим, в том числе рабочим, профессиям. Использование современной техники, уже имеющейся в колледжах города, позволит изменить стереотип представлений учащихся школ и их родителей о технических профессиях, понять высокоинтеллектуальный уровень современного производства и определить сферу своих профессиональных интересов. При этом профессии для профессиональной подготовки школьников должны быть интересны для учащихся, включать обучение навыкам, полезным в повседневной жизни и быту, быть востребованными на рынке труда, не использовать вредные и опасные условия труда.

Целесообразно проводить профессиональную подготовку с выходом, в зависимости от сложности профессии, на уровень 2-го или 3-го разряда по ЕТКС с получением соответствующего удостоверения государственного образца. В случае нехватки времени может идти профессиональная подготовка без присвоения разряда. В этом случае после окончания профессиональной подготовки учащиеся получают справку с указанием объемов полученных профессиональных знаний и умений для дальнейшего прохождения обучения по сокращенным программам.

Для организации в целом сетевого взаимодействия в рамках реализации комплексной профессиональной ориентации учащихся школ города Москвы важна роль центров профессиональной ориентации, которые призваны стать главными организующими звеньями данного процесса. Очевидно, имеет смысл рассматривать сетевое взаимодействие с позиций функций, осуществляемых центрами профессиональной ориентации по отношению к учащимся средней и старшей школы.

В средней школе профессиональная ориентация может начинаться с информации о профессиях. Это можно сделать на экскурсиях на предприятия и организации города, а также путем ознакомления с профессиями и специальностями, которым обучают в колледжах, тут тоже можно провести экскурсии в эти учреждения, посещение дней открытых дверей колледжей. Есть также специально разработанные для учащихся профессиограммы тех профессий, которые получают студенты колледжа; с ними можно ознакомиться на типовом сайте колледжа, разработанном нашим институтом. Центры профессиональной ориентации могут стать непосредственными организаторами этого процесса. Отдельные виды профессиональных проб можно осуществлять на имитационном оборудовании, моделирующем производственные процессы.

Необходимо отметить высокое значение устанавливающихся взаимосвязей между предприятиями и коллежами города в процессе профессиональной ориентации молодежи. Например, Мосводоканал с 2001 года сотрудничает с политехническим колледжем №19, рекламируя свою продукцию для самых широких слоев населения, включая младших школьников. Другой пример: группа компаний «СУ-155», обладающая самой развитой базой промышленности строительных материалов и машиностроения в стране, сотрудничает с городскими строительными колледжами №№12, 26 и 30, ежегодно организуя в СМИ широкую рекламную кампанию по привлечению в данные колледжи абитуриентов. Центры профессиональной ориентации могли бы сыграть большую роль, организуя взаимодействие предприятий и колледжей города в рекламе и маркетинговом продвижении не только продукции предприятий, но самое важное — образовательных услуг колледжей. При этом, разумеется, необходима большая аналитическая работа, позволяющая разработать единые подходы к рекламе и повышению престижа профессий, осваиваемых в колледжах города. Такую работу призван выполнять наш институт в рамках общей научно-методической поддержки профессиональной ориентации школьников. Учитывая, что наиболее весомая профориентационная работа может быть реализована на базе колледжей города, мы предложили организовать городской центр профессиональной ориентации на базе нашего института.

Читать еще:  Баллы на платное обучение

Развитие интересов и склонностей учащихся к отдельным профессиям может быть реализовано в учреждениях дополнительного образования и при посещении технических, естественно-научных музеев, а также музеев колледжей. При этом роль центров профессиональной ориентации я вижу как организационную, с определенным учетом развития интересов и склонностей учащихся. Очевидно, что тут необходимо составлять специальное портфолио учащихся, отражающее картину развития профессиональных интересов и склонностей, включающее данные тестирования, пролонгированного на различные периоды обучения. Целесообразно иметь общегородской банк таких портфолио, позволяющих специалисту любого центра профессиональной ориентации знакомиться с ним при проведении профессиональной консультации. Например, во Франции прием на работу выпускника школы осуществляется на основании сертификата профориентации, выдаваемого центром профориентации, где перечисляются профессии, показанные и противопоказанные ему. Введение подобного сертификата в качестве эксперимента в Москве позволило бы значительно поднять роль осознанного выбора будущей профессии у учащихся школ.

Для осуществления целенаправленного развития профессиональных интересов и склонностей необходима комплексная система не только тестирования, но и объективной оценки профессиональных возможностей развивающейся личности с выходом на коррекцию адекватности представлений учащихся о содержании профессий и собственных профессиональных возможностей.

Такая работа в нашем институте проводилась в 2003-2004 годы. В рамках программы «Электронная Москва» в 280 школах города была установлена автоматизированная система «Профориентация учащихся», проведено обучение психологов общеобразовательных школ города Москвы. Продолжение работы в этом направлении позволило бы создать единый банк портфолио учащихся школ с объективной информацией о профессиональных интересах, склонностях и, самое главное, возможностях с целью рационального построения индивидуальной траектории дальнейшего профессионального образования и профессиональной карьеры выпускников школ города.

Зачем предпенсионеру учиться: ответы на главные вопросы

Людей старше 50 лет часто не берут на работу, неохотно повышают в должности, заменяют более молодыми и продвинутыми. Пенсионная реформа обострила проблему. Поговорим о том, как людям предпенсионного возраста повысить конкурентоспособность на рынке труда и как работает система обучения предпенсионеров в 2019 году.

Кто может бесплатно выучиться на бухгалтера или специалиста по кадрам?

Реформа 2018 года отодвинула возраст выхода на пенсию и расширила границы понятия «предпенсионеры». Сейчас к этой категории относятся люди, которым до заслуженного отдыха осталось пять лет.

Минтруд России в рамках нацпроекта «Демография» подготовил проект «Старшее поколение», который должен раскрыть новые возможности и потенциал предпенсионеров. Проект включает программу профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. Она утверждена Распоряжением Правительства РФ № 3025-р от 30.12.2018 и действует до 2024 года — в переходный период, пока пенсионный возраст будет постепенно повышаться до установленного максимума.

Программа обучения охватывает тех, кто не успел выйти на пенсию по старости до 2019 года: мужчины 1959–1963 гг. рождения и женщины 1964–1968 гг. рождения. Так, предпенсионеры, которые находятся в поиске работы или уже являются сотрудниками организаций, теперь могут бесплатно:

  • пройти профессиональное переобучение — освоить новую для себя профессию бухгалтера, специалиста по кадрам, секретаря и пр.;
  • повысить имеющуюся квалификацию — бухгалтера научат отражать в отчетности сложные вопросы, а специалиста по кадрам — применять важные изменения в трудовом законодательстве.

Как организовано обучение предпенсионеров в 2019 году?

Порядок реализации программы обучения для предпенсионеров каждый регион разрабатывает и утверждает законодательно. Типовые рекомендации Минтруд России дал в Письме № 16-2/10/П-770 от 01.02.2019.

Ведомство делает акцент на дистанционных формах обучения: это удобно для тех, кто учится без отрыва от производства, и дает больше возможностей для выбора программы обучения и учебного центра. На освоение курса отводится три месяца.

Курсы повышения квалификации и профессионального обучения в Контур.Школе соответствуют всем требованиям программы Минтруда России. Онлайн-обучение сроком от одного до двух месяцев, экспертная поддержка преподавателей, методические материалы, тестирование и документ об окончании курса.

Министерство предлагает несколько механизмов реализации программы обучения для предпенсионеров.

  • Самообращение в службу занятости

Вам надо прийти в ближайший центр занятости населения и подать заявку на участие в государственной программе обучения. Специалисты ЦЗН проведут консультацию и по ее результатам предложат на выбор несколько образовательных курсов в соответствии с вашими интересами, уровнем квалификации, сроками и формой обучения.

Иной вариант, когда вы сами выбираете учебный центр и программу из сформированного перечня и обращаетесь за бесплатным сертификатом в службу занятости — он пойдет в счет оплаты услуг образовательной организации. Список образовательных программ и учебных центров, условия обучения по сертификату можно найти на сайте вашего центра занятости.

Если вы учитесь через ЦЗН, то во время обучения будете получать стипендию. Размер ее привязан к минимальному размеру оплаты труда с учетом региональных коэффициентов. В 2019 году МРОТ равен 11 280 руб.

  • Обучение по направлению работодателя

Чтобы направить вас на повышение квалификации, работодателю необходимо выбрать программу и заключить договор с лицензированным учебным центром.

Если у работодателя есть собственная лицензия на образовательную деятельность, он может провести обучение самостоятельно.

  • Участие в программе WorldSkills Russia

Движение WorldSkills Russia развивает направление подготовки и переподготовки предпенсионеров. Оно ориентируется на международные стандарты в сфере профессионального образования. Чтобы принять участие, подайте заявку на 50plus.worldskills.ru, пройдите квалификационный тест и получите рекомендации по выбору программы. По итогам обучения проводится экзамен и кроме документа об установленной квалификации выдается «Паспорт компетенций», который вы сможете указать в резюме. Кроме того, ваши данные автоматически попадут в общероссийскую базу вакансий «Работа в России».

Обучение по любому из вариантов будет бесплатным. В конце курса предстоит пройти тестирование, по итогам которого вы получите удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Кто платит за обучение предпенсионеров?

Все расходы на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников-предпенсионеров берет на себя работодатель. Эти затраты будут компенсированы организации из бюджетных средств, если вы успешно завершили обучение, и в течение учетного года за вами сохранится рабочее место. Минтруд России планирует регулярно отслеживать занятость тех, кто проходит обучение в рамках проекта «Старшее поколение».

Центры занятости и привлеченные образовательные учреждения тоже будут получать компенсацию из средств федерального бюджета.

Таким образом, работающие и неработающие предпенсионеры будут обучаться совершенно бесплатно.

Можно ли учиться во время работы?

Минтруд в Письме № 16-2/10/П-770 от 01.02.2019 рекомендует использовать дистанционные формы обучения. Основное их преимущество — гибкость. Слушатели курсов могут учиться в удобное для них время, выполнять задания в комфортном темпе, пересматривать уроки и использовать онлайн-тесты для самопроверки. При этом человек не остается один на один с проблемами, в учебных центрах есть возможность задавать преподавателям вопросы, получать консультации.

Если по роду деятельности вы не можете совмещать работу и учебу, работодатель должен составить с вами ученический договор, где будут прописаны период обучения, название получаемой квалификации, размер оплаты на это время и пр.

По каким специальностям можно пойти учиться?

Безусловно, не все профессии можно освоить с нуля и в столь короткий срок — за три месяца. На основе рекомендаций Минтруда России и анализа рынка труда некоторые регионы уже составили перечень рекомендованных специальностей для переобучения и повышения квалификации. В число наиболее востребованных вошли профессии:

— воспитателя дошкольного образования,

Чтобы узнать, по каким специальностям вы можете пройти обучение в своем регионе, зайдите на сайт центра занятости.

Повышение пенсионного возраста было воспринято обществом без энтузиазма, однако стоит отметить, что адаптационные меры, принятые Минтрудом, помогают предпенсионерам не только решить насущную проблему трудоустройства, но и открывают новые возможности для самореализации. Люди старшего поколения могут повысить уровень квалификации в любимом деле или попробовать себя в новой профессии, тем более что современный формат онлайн-обучения позволяет учиться без отрыва от основной работы или других важных дел.

Используйте возможность бесплатно получить полезные для дальнейшей работы знания и умения. Обучение в Контур.Школе поможет вам не только сохранить работу, но и соответствовать уровню современного специалиста, стать конкурентоспособным на рынке труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×