Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профильное обучение в современной школе

Профильное образование в современной школе
статья на тему

Данная статья раскрывает роль профильного и предпрофильного образования в современной школе в формировании осознанного выбора будущей профессии ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Профильное обучение в современной школе

На сегодняшний день весьма слабо ориентировано общее образование на жизненное и профессиональное само определение растущей личности. Этим обусловлено слабое представление обо всем пространстве труда людей, и плохая осведомленность о профессиях.

Одной из основных идей образовательной реформы РФ выступает Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% — говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации.

В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения. Выделим следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения:

  • по общим способностям;
  • по специальным способностям;
  • по индивидуально-физиологическим особенностям;
  • по интересам и проектируемой профессии;
  • по национальному признаку;
  • по религиозной принадлежности.

Данная классификация дает нам понять, что профильное обучение — есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.

Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. В учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных предметов, должны быть включены:

  • основной профильный предмет;
  • дополнительный профильный предмет;
  • прикладной профильный предмет.

В учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы.

На учебных предметах трех типов формируется содержание образования в профильных классах:

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

Мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности должны обеспечить профильные и элективные курсы.

3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе. Данный подход рассматривает подход к обучению с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика.

Серьезные изменения в системе ценностей, в социальной жизни, происходящими в нашем обществе позволяют сделать вывод, что профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.

Одним из основных направлений образовательной реформы является введение профильного обучения. Профильная школа основывается на серьёзных, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса.

Введение профильного обучения позволяет ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, что достигается при профильном обучении как средстве дифференциации и индивидуализации обучения. Все это позволяет существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основные задачи системы профильного обучения:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам;
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности;
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно, а критически и творчески перерабатывать информацию;
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения такова:

  • Предпрофильные: 8-9-е классы. Основная цель — заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения;
  • Профильные: 10-11 классы. Профориентационная и задача общего развития — «научить учиться».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему сегодня проблема оценки качества образования становится столь актуальной? Ведь созданная в нашей стране в середине прошлого века система школьного образования считалась одной из лучших. О.

В городе Волгограде проводятся ежегодные Макаренковские педагогические чтения. Конференции имеют международный статус, их материалы публикуются. Вэтом году мы во второй раз принимали участие в конкурс.

Педагогический совет «Духовно- нравственное воспитание и образование учащихся». Где рассматривается концепция по духовно- нравственному воспитанию.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ————————————————————————————22.Технология описания опыта ——.

с данным докладом я выступала на 11-ой всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития».

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп.

Профильное образование в школе: недостатки и преимущества

Современная система образования постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах. Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Если людей старшего поколения попросить закрыть глаза и рассказать о том, какие ассоциации возникают в их голове при слове «школа«, то, наверняка, большинство нарисованных сознанием образов совпадет. Это парты и звонки, портфели и учебники, учителя, одноклассники, контрольные, диктанты, доска с мелом, журнал и указка…

Образы же современных школьников намного богаче и в них встречается многое, что является абсолютно непонятным даже для тех, кто закончил школу каких-то лет двадцать назад. Это мультимедийные презентации, интерактивные доски, маркеры, планшеты, лазерные указки. Многое поменялось и в содержании образования: из обширной системы, призванной воспитывать широко развитого в абсолютно разных областях человека, она постепенно становится четко структурированной и несколько урезанной, сфокусированной лишь на определенных (профильных) объектах.

Плохо это или хорошо? Дать однозначный ответ в данном случае невозможно: и в классическом и в профильном варианте обучения есть свои преимущества и недостатки, которые становятся явными лишь при столкновении с ними на практике. И сегодня мы предлагаем вам рассмотреть особенности профильного образования в современных школах.

Читать еще:  Обучение помощник руководителя

Что такое профильное образование?

Одним из нововведений современной образовательной системы является профильное образование в старших классах школы. Оно стало обязательным для старшеклассников с 1 января 2015 года, хотя подготовка к такому построению школьного образования началась за несколько лет до этого с создания экспериментальных классов и школ, с распространения на образовательных сайтах и в печатных изданиях информации о сути профильного образования, идея которого пришла к нам с запада.

Итак, профильное школьное образование – это способ построения обучения, который благодаря введению изменений в структуру, содержание и организацию учебного процесса, позволяет учитывать интересы, способности и возможности каждого ученика. Это образование, основанное на индивидуальном подходе.

Профильное образование подразумевает, что по результатам сданных в конце девятого класса экзаменов по основным предметам, производится «отсев» учеников:

  • тем, кто сдал экзамены на положительные оценки, педагоги рекомендуют остаться, чтобы получить полное общее образование в стенах родной школы;
  • тем, кто показал средние (удовлетворительные) результаты, рекомендуется продолжить обучение в колледжах и техникумах, где они также смогут получить полное общее образование, но по несколько иной системе.
  • тем же, кто не справился с экзаменами даже после пересдачи, специалисты советуют перейти в классы коррекции, функционирующие на базе специальных школ, либо на индивидуальное образование.

Таким образом, все дети могут получить полное общее образование, являющееся ныне обязательным для всех, соответственно своим способностям.

Отметим, что ученики, оставшиеся в школе, выбирают класс по направлению (профилю), который они хотели бы изучать углубленно. На сегодняшний день таких возможных профилей в школьной системе образования насчитывается более десяти: филологический, исторический, экономический, физико-математический и т.д.

Особенности профильного обучения в школе

Профильное обучение в школе существенно отличается от того, которое было реализовано в более ранней версии системы школьного образования. В частности:

  • Количество обязательных (базовых) дисциплин сведено к минимуму, а материал, преподаваемый на данных уроках, направлен, в первую очередь, на общее развитие и возможность сдать обязательные предметы на экзаменах в 11 классе.
  • Число профильных предметов увеличено, а материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен. Например, если ученик выбрал филологический профиль, то на таких уроках будет изучаться история языка, языкознание, мировая художественная культура и т. д. При этом в ходе учебного процесса обязательно должны использоваться современные средства передачи информации.
  • Элективный курс – это уроки по выбору. Как правило, они поддерживают изученный на обязательных уроках материал, закрепляют и немного расширяют его. Например, курс «Математическая статистика» позволяет лучше понять основы экономики.

Преимущества профильного обучения в школе

Преимущества профильного обучения в школе очевидны. Это:

  • Индивидуальный, учитывающий желания ученика подход, направленный на то, чтобы сделать урок максимально интересным и доступным для понимания.
  • Обязательное использование современных технологий на занятиях, что дает возможность не только сделать урок более информативным, но и правильно организовать учебный процесс.
  • Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ.
  • Выстраивание в сознании ученика его будущего пути, а, следовательно, его моральной готовности к переменам после школы.

Недостатки профильного обучения в школе

К сожалению, идеального формата обучения пока не существует: в каждом можно найти какие-то недостатки. Не является исключением и школьное профильное обучение, среди недостатков которого можно выделить:

  • Сложность перехода в случае необходимости из одного профильного класса в другой, из-за сильного отличия программ. А поскольку ребенок 14-16 лет не всегда четко уверен в том, чем хочет заниматься в будущем, и сможет ли он идти по выбранному пути, переходы из одного профильного класса в другой не редкость.
  • Сложность, а зачастую невозможность такого обучения в сельских и деревенских школах с маленьким количеством учеников, где отсутствуют как необходимые для организации учебного процесса современные устройства и технологии (не проведен интернет, нет интерактивных досок и проектора и т.д.), так и соответственно подготовленные педагоги.
  • Необходимость постоянного повышения квалификации учителей.
  • Необходимость наличия профессионального психолога в школе.
  • Еще большая временная загруженность старшеклассника.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, профильная система образования в российских школах несколько сыровата и нуждается в определенных «доработках». При этом «довести» профильное образование до состояния продуктивной, стремящейся к обучению нового, интеллектуально развитого поколения, можно только путем постоянной совместной работы учеников, учителей и власти.

Организация профильного обучения в современной школе

Одним из направлений развития и модернизации современной школы является переход на профильное обучение. Необходимо разработать и экспериментально апробировать такую инновационную модель старшей профильной школы, которая бы отвечала современным требованиям. Профилизация школ – это одно из наиболее востребованных и позитивно оцениваемых обществом мероприятий по модернизации. Именно профилизация школ дает возможность “сгладить порог” ШКОЛА – ВУЗ. Возможно это за счет учета индивидуальных потребностей и интересов учащихся. В глобальном смысле мероприятия по профилизации дадут возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и тем самым обеспечивать положительный социально-экономический эффект.

Профильное обучение сегодня – это средство дифференциации и индивидуализации обучения не за счет углубленного изучения предметов, а за счет такой организации образовательного процесса, в которой сам ученик совместно с родителями и с помощью психологической службы школы выбирает свою образовательную траекторию, исходя из интересов, способностей и возможностей, пробует себя в различных сферах деятельности. Именно такая организация обучения даст возможность на выходе из школы получить мотивированных выпускников, готовых к получению профессионального образования. Для построения такой модели необходима разработка специальной образовательной программы, учитывающей особенности профильности, выбор методик и форм организации образовательного процесса как в целом классе, так и в группах.

Профильное образовательное учреждение сегодня невозможно без:

– системы работы по реализации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки обучающихся и воспитанников, и, как результат, – высокий уровень психологической и интеллектуальной (образовательной) подготовленности выпускников к получению будущей профессии;
– востребованности участниками образовательного процесса предоставляемых образовательных услуг по программам профориентационной работы, предпрофильного и профильного обучения:
– квалифицированного кадрового состава;
– необходимой материально-технической базы;
– учебно-методического обеспечения по выбранному направлению;
– системного психолого-педагогического сопровождения процессов самоопределения и социальной адаптации обучающихся.
– методического совета, обеспечивающего методическое сопровождение и контроль за качеством преподавания профильных предметов; аналитическую деятельность по оценке результатов и эффективности организации предпрофильного и профильного обучения; опережающий характер исследований и разработок по выбранному направлению; осуществление разработок содержания и форм профориентационной работы в соответствии с направлениями предпрофильного и профильного обучения;
– информационно-аналитической службы.

Читать еще:  Школа вячеслава зайцева стоимость обучения

Когда перед педагогическим коллективом школы встал вопрос о переходе на профильное обучение, проблемы с выбором профиля не было – информационно-технологичекий, так как математические классы в школе были открыты еще с 1963 года, а в 2005 году школа получила статус школы с углубленным изучением математики.

Анализ внутренних ресурсов школы и, прежде всего, кадрового потенциала показал, что в нашей школе на протяжении многих лет работают высококвалифицированные педагоги, активно участвующие в инновационной работе, транслирующие и тиражирующие свой передовой педагогический опыт.

Школа является победителем ПНПО.

Школа имеет достаточное материально-техническое обеспечение.

Учреждением накоплен богатый опыт реализации углубленных и расширенных программ курсов информационно-технологической направленности.

Пропедевтика изучения математики и информатики для успешного овладения сложными программами начинается уже в начальной школе, где дополнительно изучается курс “Математика и конструирование”, “За страницами учебника математики”, а так же активно используется ресурс ИКТ.

В среднем и старшем звене математическое образование осуществляется за счет увеличения количества часов, деления классов на подгруппы при изучении математики, информатики и физики, использования прогрессивных педагогических технологий (школа 15 лет являлась школой-лабораторией), а так же внедрения широкого спектра элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий, учитываются и ресурсы дополнительного образования. Проводится большая работа по пропаганде математического образования как среди учащихся школы, так и среди учащихся района и округа. Математические праздники, конкурсы и интеллектуальные игры стали традиционными. С целью повышения мотивации к изучению профильных предметов регулярно организуются выездная математическая школа, где проводятся интенсивные семинарские занятия, а с целью релаксации проводятся мероприятия культурно-просветительского характера: экскурсии, мастер-классы (ребята выезжали в Ростов Великий, Тулу, д.о. Клязьма).

Пять лет назад школа стала экспериментальной площадкой по теме: “Обучение по индивидуальным учебным планам”. Созданная в школе модель обучения по ИУП значительно увеличила возможность осознанного построения собственной образовательной траектории, позволила сконцентрировать внимание и ресурсы старшеклассников на наиболее важных, ключевых учебных дисциплинах, необходимых для продолжения образования и построения профессиональной карьеры. Психолого-педагогической службой диагностируются образовательные потребности и запросы учащихся, проводится предпрофильное анкетирование. Выбор учащимися предметов информационно-технологического профиля для изучения на расширенном уровне продиктовал организацию работы школы по данному направлению. Углубленная дополнительная подготовка учащихся позволяет добиваться высоких результатов в городских олимпиадах и турнирах (“Кенгуру”, “Инфознайка”, “Шаг в будущее”, “Научные кадры будущего”).

Результаты сдачи ЕГЭ по профильным предметам говорят о высоком уровне знаний наших выпускников.

Учащиеся школы показывают высокий процент поступления в технические ВУЗы.

Школа более 20 лет сотрудничает с МГТУ им. Баумена. Это отражается и в экспериментальной работе, совместно с университетом в школе работает экспериментальная площадка по теме “Комплексный подход к системе профильного образования”. В течение года школьник имеют возможность проходить обучение на кафедрах МГТУ по программе “Шаг в будущее”. В рамках проекта “Академия юных” учащиеся ведут исследовательскую работу на кафедрах космонавтики и робототехники. Преподаватели МГТУ читают элективные курсы “Введение в робототехнику”, “История ракетной техники”.

На базе школы работает учебно-методический центр, цель которого – подготовка учащихся 8-11-х классов по программам, адаптированным к требованиям университета. В рамках работы УМЦ организуются пробные тестирования, способствующие выявлению пробелов в знаниях. Наиболее мотивированные учащиеся вовлечены в научно-исследовательскую работу через организацию работы научного общества учащихся “Юные Кулибины”.

Ребята посещают экскурсии и лекции по нанотехнологиям в библиотеке им. Ленина, фестивали науки в МГУ.

Партнёром школы также являются МГУПИ, РГСУ, университет РАО и МГПУ. В школе проводятся семинары под руководством преподавателей различных факультетов и кафедр. Ребята примут участие в совместном проекте “Умная няня”.

В школе разработана программа по предпрофильной подготовке, в рамках которой учащиеся посещают выставки и встречи с представителями ВУЗов.

Важным аспектом деятельности школы является информационно-технологическая направленность всего образовательного процесса, которая выражается в интеграции информационно-коммуникативных технологий в предметы не только информационно-математического цикла, но и ИЗО, русского языка, литературы, химии, иностранных языков и других предметов.

Ведь миссия школы, прежде всего, заключается в формировании целостной картины мира у учащихся.

В школе обучаются разносторонне развитые ученики. Об этом говорят достижения школьников в предметах нематематического цикла. Результаты участия в окружных олимпиадах и конкурсах говорят о разноплановости интересов и способностей. Ребята активно участвуют в работе школы в рамках дополнительного образования.

Особое внимание в школе уделяется формированию информационно-технологической компетентности учащихся за счет использования всех возможных ресурсов школы, в том числе, и ИКТ.

Таким образом, многолетний успешный опыт работы школы в области профильного обучения явился достаточным основанием для деятельности школы в режиме информационно-технологического профиля.

В 2010 году наша школа стала базовым образовательным учреждением Восточного округа по информационно-технологическому профилю, то есть системообразующим элементом модели сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В связи с этим перед школой поставлены задачи:

  • Осуществление сетевого взаимодействия школ района и округа по реализации принципов предпрофильной подготовки и профильного обучения (информационно-технологический профиль).
  • Пропаганда информационно-технологического и математического образования.
  • Организация поддержки особо мотивированных учащихся школ района по профилю школы через организацию межшкольных факультативов и элективных курсов, а также через организацию межшкольных конкурсов по профильным предметам.
  • Поддержка работы педагогов района и округа по профильным предметам через организацию презентаций работы по профильному обучению в базовой школе, а также через проведение семинаров по профилю школы.
  • Организация взаимодействия с ВУЗами через проведение встреч с представителями ВУЗов на базе школы № 1360.

Профильное обучение в современной школе

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством РФ к числу приоритетных направлений модернизации российского общего образования.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает:

возможность разнообразных комбинаций учебных предметов (профилей),

что обеспечивает гибкую систему профильного обучения.

Общеобразовательные школы Москвы в настоящее время предлагают своим обучающимся на выбор более 15 специализаций в старших классах.

В данном материале рассмотрим:

стоит ли менять обучающимся школу после 9 класса,

как выбрать обучающимся направление профильного обучения и

какие есть варианты профильного обучения.

Варианты профильного обучения

Профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих профильное обучение (профильные школы), формируются, как правило, в последние два года учебы.

Профильное обучение в общеобразовательных школах направлено:

на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса;

при этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в большинстве московских школ. Профильные классы в этих школах предлагают своим обучающимся различные профили обучения с углубленным изучением отдельных предметов.

Читать еще:  Обучение на психолога чебоксары

в химико-биологическом профиле обучения — это будут химия и биология,

в информационно-технологическом профиле обучения — информатика и математика,

в экономическом профиле обучения — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения в московских школах сегодня:

физико-математический профиль обучения;

химико-биологический профиль обучения;

информационно-технологический профиль обучения;

социально-экономический профиль обучения;

гуманитарный профиль обучения;

лингвистический профиль обучения;

художественно-эстетический профиль обучения.

В последние годы в московских школах также активно развиваются высокотехнологичные профили обучения.

Так, под эгидой Департамента образования Правительства Москвы действуют программы:

«Медицинский класс в московской школе» и

«Инженерный класс в московской школе».

В рамках этих программ школы получают лабораторное оборудование для профилей обучения, включающих курсы химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий.

Обучение по таким профилям проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает:

экскурсии на профильные предприятия,

участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных профилей обучения, в московских школах можно найти и очень редкие специализации:

например, в лицее № 1310 — работает профиль обучения по журналистике;

в гимназии № 1505 — педагогический профиль обучения;

в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный профиль обучения;

в школе № 123 — театральный профиль обучения;

в гимназии № 1514 — культурологический профиль обучения.

Активно внедряется в Москве также такая форма профильного обучения:

  • как базовый класс при ВУЗе.

В эти профили обучения университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе в ВУЗе:

так, в школе № 171 — действует химический профиль обучения при химфаке МГУ,

в школе № 54 — математический профиль обучения при мехмате МГУ,

в лицее № 1535 — экономический профиль обучения при НИУ ВШЭ.

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации:

модель внутришкольной профилизации и

модель сетевой организации.

В сетевой модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется:

  • за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.

Оно может строиться в двух основных вариантах профильного обучения:

первый вариант профильного обучения — связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра».
В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр»;

второй вариант профильного обучения— основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
В этом случае обучающимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Реформа общего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы обучающиеся в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения.

При этом подразумевается, что такой образовательный комплекс может предложить своим обучающимся восемь — десять профилей обучения (специализаций), в то время как школа сама по себе — не более двух — трех профилей обучения.

Выбор профиля обучения с учетом интересов и склонностей

Большинство обучающихся в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам (профилю обучения), и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Очевидно, в 9 классе выбор обучающимся профиля обучения может быть не совсем осознанным, и все же к этому возрасту обучающийся уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профиль обучения в школе:

ему нужно понять, какие предметы даются ему лучше остальных,

что именно ему интересно,

чем бы он хотел заниматься в будущем.

Для начала желательно пройти один или несколько бесплатных онлайн профориентационных тестов (в частности, на сайтах ucheba.ru или foxford.ru), с помощью которых на основе склонностей можно будет определить подходящий обучающемуся профиль обучения:

  • гуманитарный,
  • естественно-научный,
  • технический и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы»:

в рамках этого проекта большинство московских ВУЗов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников;

участие во всех мероприятиях бесплатное;

встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на школьников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников;

график и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы dogm.mos.ru на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет обучающимся определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

Выбор профиля обучения с расчетом на ЕГЭ

Если школьник уже определился с направлением обучения в ВУЗе и знает, какие будет сдавать предметы на ЕГЭ, специализация и выбор профиля обучения в старших классах должны быть соответствующими:

например, школьник хочет поступать в ВУЗ на инженерно-технические направления и планирует сдавать на ЕГЭ физику и математику;

занимаясь 2 года по физико-математическому профилю, он получит до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с другими профилями — и это только в рамках основного расписания;

за счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ он сможет все свое внимание уделять профильным предметам;

кроме того, программа профильного обучения включает участие в основных олимпиадах.

Учеба по такому профилю обучения увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный ВУЗ, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Выбор профиля обучения с учетом результатов ОГЭ

Обучающимся не стоит забывать, что распределение по профилям обучения проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ:

если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного обучения минимума, обучающегося, скорее всего, на данный профиль обучения не примут;

и это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Рекомендации ФИПИ по проходным баллам ОГЭ для отбора в профильные 10-е классы:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×