Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейное обучение 3

Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий

В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

Читать еще:  Обучение ремонту телефонов краснодар

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Как отразился карантин на детях, находящихся на семейном обучении

— Семьи, где дети на домашнем обучении, меньше других пострадали от ситуации, когда школы закрыты, мы только что обсуждали этот вопрос с другими мамочками — рассказала «РГ» Елена из Звенигорода. У Елены четверо детей. Старший сын Леня — в 6-м классе, есть еще трое дошкольников. Старший мальчик — на домашнем обучении.

— У нас есть опыт и обычных школ, и частных. В итоге остановились на частной школе, — рассказывает Елена. — Плата за обучение — 2700 рублей в год.

За эти деньги школа обеспечивает ребенку на семейном обучении участие во Всероссийских проверочных работах, проведение аттестации, в том числе — итоговой, это ЕГЭ и ОГЭ в 9-м классе. А вот как учить детей — решают сами родители. Они же ищут педагогов или становятся репетиторами сами.

— В школе есть личный кабинет, где по дням расписан поурочный план, есть промежуточные контрольные и вебинары по некоторым предметам, организуются конференции в ZOOM, — пояснила Елена.

В свое время Елена и еще несколько мамочек, которые живут недалеко друг от друга, объединились и «открыли класс». В нем семь детей. «Класс» нужен для того, чтобы ездить на экскурсии, проводить совместные, «живые» практические занятия. Например, по биологии, которую всем этим детям преподает сотрудница биологической станции МГУ (биостанция находится в Звенигороде).

Каждый день у Лени (тот, что в шестом классе) пять уроков. Плюс подготовка к олимпиадам по математике по Skype с преподавателем, которая имеет экономическое образование. В обычной школе такое вряд ли бы стало возможным (а как же дидактика, компетенции, надпредметные навыки — ах, ох!) А на семейном обучении никаких ограничений нет. И к слову, математика у мальчика — в числе самых любимых предметов. Английский — четыре раза в неделю, плюс час шахмат.

— Историю у нас ведет папа «одноклассницы», прекрасный историк. По русскому и литературе пригласили филолога. Уже ищем преподавателя по физике на будущий год. В нашей семье я — министр образования! — шутит Елена.

Что поменялось в дни самоизоляции для таких семей, как эта? Из школы сообщили — Всероссийские проверочные работы перенесли на конец апреля, они будут дистанционными, и отменяются все оффлайн мероприятия.

— Мы сделали группу учеников с учителями в WhatsApp, где ученики напрямую получают задания, разъяснения и задают вопросы. Дети сами отправляют учителям фотографии выполненных работ и получают исправления. Учительница по биологии проводит прямо в WhatsApp занятие — голосовыми сообщениями — и дает проверочные работы (учебник, к слову, уже прошли, осталось только повторить). Учительница по математике обзванивает учеников два раза в неделю, спрашивает что непонятно, но по математике тоже уже весь материал пройден. — рассказала «РГ» Елена. — В таком формате родитель становится тьютором, я многое разбираю вместе с сыном.

Надо отдать должное и обычным школам. По мнению Елены, некоторые государственные школы прекрасно справились с переходом на удаленную работу, организуют конференции в ZOOM. «Правда мамы, конечно, в шоке, особенно у которых несколько детей в начальной школе, когда надо подключить каждому все программы и настроить их», — уточняет она.

А вот что рассказала «РГ» еще одна мама, чьи дети учатся дома. «Сейчас все, кто на семейном обучении, оказались в очень выгодном положении по сравнению с остальными. Вынужденный поголовный переход на дистанционное обучение — это головная боль для родителей. Не говоря уже об учителях: они только и занимаются тем, что отвечают на вопросы родителей и учеников. Как и где зарегистрироваться, почему проблемы с логином или паролем, что делать, если компьютер зависает… У нас же в отношении учебы ничего не изменилось. Как занимались по учебникам (и еще бесплатные видеоуроки смотрим иногда) — так и продолжаем заниматься», — написала мне по электронной почте Людмила.

Как изменится обычная школа после эпидемии коронавируса? Вытеснит ли дистанционка «живые» уроки, а гаджеты выйдут в школах из-под запрета? Может быть, вырастет количество родителей, которые сделают выбор в пользу семейного обучения?

Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук:

— Родители, которые решаются на семейное обучение, как правило, продвинутые, образованные, активные. Они привыкли использовать ресурсы интернета и сегодня оказались в выигрышной ситуации. Наверняка, со временем будет больше тех, кто отдаст предпочтение домашнему образованию. В обычных школах детей все время приучали к тому, что электронные ресурсы — это несерьезно, это игра, в некоторых школах вообще запрещали гаджеты. А теперь, оказалось, что это единственная возможность учиться. В селах, небольших городах, думаю, очень много проблем. Хорошо, что работает проект «Учитель для России», когда учителями становятся молодые люди из разных профессиональных сфер. Таких около 700. Они молодые, продвинутые, на «ты» с цифрой.

Софья Ляликова, тьютор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ:

— Сложная ситуация лишь обнажила глубочайшие проблемы образовательной системы, которая оказалась не готова сделать такой резкий скачок в онлайн пространство. Наиболее безболезненно преодолели его семейники, которые давно рассматривают дистанционную работу как неотъемлемый элемент образовательного процесса. Еще одной проблемой является неспособность родителей принять на себя новую роль учителя и куратора, готового ответить на все вопросы, которые возникают у ребенка в ходе обучения. Что касается хоумскулеров, то 78 процентов родителей (исследование МГУ) отметили, что занимаются с ребенком самостоятельно, и, соответственно, в течение всего периода обучения погружены в образовательный процесс. Станет ли семейное образование широко распространенным? Это маловероятный сценарий. СО — это осознанный выбор родителей. Не каждый родитель готов принять на себя такую ответственность.

Читать еще:  Что такое дистанционное обучение в вузе

Ольга Хасякова, заместитель директора InternetUrok.ru:

— Мы наблюдаем значительный прирост количества пользователей — речь идет как о тех, кто использует бесплатные материалы нашей библиотеки видеоуроков, так и о тех, кто решил у нас учиться во время режима самоизоляции. Если до начала пандемии у нас числилось около 12 тысяч учеников, то скоро их количество достигнет 14 тысяч. Легче всего переживают карантин дети, которые учатся в форме семейного образования: для них привычно самостоятельное изучение материала, индивидуальное расписание, контроль над собственным распорядком дня, тайм-менеджмент. Вероятно, многие родители и дети, которые задумывались о семейном образовании, в течение карантинного месяца попробуют учиться в таком режиме и в следующем учебном году решатся перейти на эту форму.

Может быть, для многих родителей это станет неожиданностью, но если вас не устраивает обычная государственная школа, есть масса других вариантов учебы. И не таких уж дорогих.

1. Очно-заочное образование в частной школе: уроки онлайн по расписанию с «живым» учителем, есть возможность «живого» общения, учеба идет иногда и летом, присутствие ученика обязательно. В неделю может быть 10-12 уроков-лекций, плюс другие виды занятий. Школа обеспечивает прохождение аттестаций, в том числе ЕГЭ и ОГЭ.

2. Заочное образование в частной школе: может быть предоставлен доступ к онлайн ресурсам школы. Это могут быть уроки-лекции. Другой вариант: школьнику дают календарное планирование на год по предметам плюс список учебно-методических материалов и те материалы, которые есть у школы.

3. Семейное обучение на базе частной школы: помощь в проведении аттестаций, консультации в режиме онлайн. Сопровождение учеников на семейном обучении предлагают сегодня многие порталы и школы.

4. Заочное обучение в обычной школе — экстернат.

Сколько стоит организовать семейное обучение для ребёнка

На семейном обучении в России находятся более 20 000 детей . Мы спросили тех, кто связан с семейным обучением — учит детей, консультирует родителей и хорошо разбирается в теме, — как устроен этот процесс, зачем забирать детей из школы и сколько это стоит.

Что такое семейное образование

Все российские дети должны получить основное общее образование — так говорит закон РФ . При этом родители могут выбирать форму обучения.

Когда ребёнок учится в обычной школе, то ответственность за обучение несёт учебное заведение. Если ребёнок на семейном образовании, то результат государство спросит с родителей. Вот краткие различия между обычным обучением в школе и семейным.

Важно получить аттестат об основном (9 класс) или полном (11 класс) общем образовании. А способы обучения закон оставляет на усмотрение родителей.

Как работает семейное образование и сколько это стоит

Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители.

1. Учить детей в интернет-школе

Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон.

Из самых известных школ — Фоксфорд . Учиться у них можно только с 5 класса. Например, базовая школьная программа для пятиклассника с кураторским сопровождением и живыми онлайн-занятиями будет стоить 55 200 ₽ в год. Если занятия в записи, то 46 000 ₽ в год. Помесячная будет дороже — 6900 ₽ (онлайн с куратором), поэтому выгоднее брать на год.

School-inter берёт учеников с 1 класса (стоит от 5600 ₽ в месяц). Российско-британская онлайн-школа «Алгоритм» предлагает три учебных пакета, за которые нужно платить 6000 или 12 000 ₽ в месяц. Есть ещё базовый курс: на нём нет онлайн-занятий, но родители получают учебные материалы на год, зачётные задания и консультации куратора, учителей. Это стоит 9000 ₽.

В цифровой онлайн-школе «БИТ» онлайн-обучение стоит от 8000 ₽ в месяц. А в школе Интернет-урок обучение стоит 2500 – 4500 ₽ в месяц.

Есть вспомогательные ресурсы, например Учи.ру или Якласс . Там можно прорабатывать непонятные темы и дополнительно тренироваться. Часть заданий бесплатные, часть — платные. На Учи.ру бывают акции. Например, как-то можно было купить двоим школьникам полные занятия на год со скидкой, ещё и в рассрочку и вместо 32 000 ₽ платить три месяца по 3174 ₽.

2. Нанимать репетиторов по каждому предмету

Репетиторов можно найти в своём городе или поискать через интернет. Если будете искать онлайн, есть два пути: найти репетиторов на образовательных платформах, которые перечислены выше, или на сайтах с услугами, как Profi.ru , Тьютор-онлайн и другие.

Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев.

Первое объявление в выдаче сайта https://repetit.ru/

На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.

Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.

Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко.

3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн

Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10 – 15 детей. Стоимость такого класса — 7000 – 18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.

Можно найти единомышленников в социальных сетях, достаточно вбить в строке поиска фразы «семейное обучение» или «семейное образование» и добавить название города. Но на практике организовать такие классы сложно, потому что одних не устраивает время занятий, вторых — помещение, третьих — репетитор. Из самых посещаемых и активных групп ВКонтакте — Семейное образование , группа проекта Игоря и Валентины Чапковских . Загляните в раздел Обсуждения и Важная информация, там много полезных материалов.

Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.

4. Лично объяснять ребёнку школьную программу

Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.

Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.

Требования к школьникам после каждого года обучения есть на сайте ФГОС .

Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов

С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300 – 700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000 – 5000₽.

Читать еще:  Ркси дистанционное обучение

Как проверяют знания

Государство проверяет уровень освоения школьной программы с помощью аттестаций. Итоговые аттестации в 9 и 11 классах — ОГЭ и ЕГЭ. Промежуточные аттестации — полугодовые или годовые контрольные работы, тесты, диктанты и прочие виды. Они могут быть ежегодными или чаще, по желанию родителей, но до итоговой аттестации не допустят без промежуточных. Пройти аттестацию можно в школе , в учебных центрах, офлайн или дистанционно. Для этого нужно написать заявление в той школе, к которой хотите прикрепиться для аттестации. О том, как перейти на семейное образование, мы расскажем дальше.

Если ребёнок дважды не сдал годовые экзамены, ему придётся вернуться в школу .

«Дочь учится в онлайн-школе, а прикреплена к офлайн-школе для промежуточных аттестаций. В течение года ей приходят проверочные работы, которые она выполняет. Есть большие триместровые контрольные. А в конце года поедем в школу сдавать очные экзамены. Там же будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ».

Выгодно ли семейное образование

Однозначного ответа здесь нет. Кто-то выбирает опытнейших репетиторов по каждому предмету за 3000 ₽ /ч, кто-то платит за онлайн-школу, кто-то занимается самостоятельно. Школьную форму и коробки канцелярии покупать не нужно, это выгодно, но может понадобиться компьютер, видеокамера.

Открыть вклад, чтобы копить на образование ребёнка

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×