Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Время обучения в университете

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Читать еще:  Бармен официант обучение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Сроки обучения в российских вузах

Сроки обучения в вузах России зависят не только от формы и уровня высшего образования, но и от специальности, которую получает студент.

Бакалавриат

Это полноценное высшее образование первого уровня. Его еще принято называть фундаментальным, без узкой специализации. Обладатель диплома бакалавра имеет право работать согласно полученной квалификации, а также поступать в магистратуру. Очная учеба рассчитана на 4 года, заочная – на 5 лет (вузы могут сокращать пятилетний срок, но не больше чем на полгода). После обучения студент сдает государственные экзамены, защищает ВКР, и ему выдается диплом. С ним он уже может трудоустраиваться.

Специалитет

Вузовское обучение по программам специалитета тоже относится к первому уровню, но ориентировано на подготовку к практической работе в определенной сфере – в основном в медицине, военном деле и некоторых инженерно-технических областях. Учеба длится не менее пяти лет, на заочном отделении – на год больше. Условия поступления такие же, как и в бакалавриат. По окончании студент получает диплом специалиста. Обладатели такого документа о высшем образовании традиционно больше востребованы у российских работодателей.

Магистратура

Учеба на втором уровне высшего образования предполагает углубленную специализацию. Студент нацеливается на научно-исследовательскую деятельность в рамках своей квалификации. Срок обучения – 2 года. Заочно придется проучиться от 2,5 до 3 лет. По окончании выпускник защищает диссертацию. Поступить в магистратуру может бакалавр или специалист. Диплом дает право продолжить учебу в аспирантуре.

Аспирантура

На этом (третьем) уровне вузы ведут подготовку будущих ученых (в официальных формулировках – научно-педагогических кадров). Учиться можно очно – три года – или заочно – четыре. Поступить в аспирантуру могут выпускники магистратуры или обладатели диплома специалиста. Студент должен выбрать научное направление и определить тему своей работы. После защиты диссертации присваивается квалификация «исследователь» или «преподаватель» и степень кандидата наук, которая подтверждает статус молодого ученого.

Интернатура

В России эта длившаяся один год форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов полностью отменена в 2017 году. Сейчас, чтобы приступить к самостоятельному исполнению своих прямых врачебных обязанностей, молодым докторам нужна первичная аккредитация. Получив подтверждение квалификации, выпускники медвузов могут работать участковыми терапевтами и педиатрами. Только через год практики в поликлиниках и амбулаториях можно поступать в ординатуру, чтобы получить узкую специализацию.

Ординатура

Это второй уровень высшего медицинского образования, завершающий этап подготовки высококвалифицированного врача. К поступлению допускаются обладатели дипломов специалитета. В ординатуре учатся от года до 5 лет – срок обучения зависит от избранного профиля.

Реформирование ординатуры пока не завершено, Минздрав планирует сделать ее дискретной (модульной) с промежуточной аккредитацией. Это значит, что подтверждать квалификацию можно будет «порционно»: например, нейрохирург, проучившийся в потенциально пятилетней ординатуре три года, сможет сдать экзамены и получить право делать операции средней сложности. Если он продолжит учебу, то через два года, снова пройдя аккредитацию, будет допущен к выполнению суперсложных хирургических вмешательств.

Ассистентура-стажировка

Это третья ступень (как и аспирантура) высшего образования в области искусств. Обучение предусматривает только дневную форму и длится два года. В ассистентуру-стажировку могут поступить обладатели диплома специалиста или магистры. Выпускная работа может представлять собой абсолютно любой профильный «творческий продукт»: публикацию художественного произведения, роль в спектакле, кинофильм, клип, шоу – всё, что подтвердит квалификацию «концертный исполнитель и преподаватель высшей школы», которая присваивается выпускникам.

Форму и соответственно сроки обучения в вузах страны абитуриент вправе выбирать сам, исходя из своих целей и возможностей. На заочные отделения поступить легче, платная учеба на них стоит дешевле, чем в дневной форме, но учиться придется на год дольше.

Уровни высшего образования

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Читать еще:  Обучение госзакупкам в москве

Второй уровень

Специалитет

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Организация учебного процесса

Обучающимся

Организация учебного процесса

Образовательная деятельность в Государственном университете управления осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и реализуется в формах очного, очно-заочного (вечернего) и заочного обучения.

Указанные формы обучения различаются объемом обязательных аудиторных занятий преподавателя со студентами, объемом времени, отводимого на самостоятельную работу и общим сроком обучения.

Срок обучения в Университете по программам бакалавриата по очной форме обучения составляет 4 года, по очно-заочной – 5 лет, по заочной – 5 лет.

Учебный год студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно утверждённому рабочему учебному плану конкретного направления подготовки (специальности). Как правило, учебный год разбит на два семестра: осенний (занятия проходят с 1 сентября по 31 декабря) и весенний (занятия проходят с 7 февраля по 31 мая), каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией (с 3 по 24 января и с 1 по 30 июня). С 25 января по 6 февраля – зимние каникулы, с 1 июля по 31 августа – летние каникулы.

Продолжительность зачетно-экзаменационных сессий устанавливается с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее 3-х календарных дней. Количество экзаменов в сессию не превышает 5, число зачетов не превышает 6.

Читать еще:  Дистанционное обучение в калуге

Организация образовательного процесса в Университете регламентируется учебным планом, рабочим годовым учебным планом, календарным графиком учебного процесса на учебный год и расписанием занятий.

Учебный план определяет не только формы учебной работы, но и формы контроля за ее выполнением по каждой учебной дисциплине.

Студентом ГУУ является лицо, зачисленное в Университет для обучения согласно Правилам приема и порядком зачисления в вузы на очную, очно-заочную (вечернюю) и заочную формы обучения.

Учебные занятия

Учебные занятия в Университете проводятся строго по расписанию, утверждённому ректором. Продолжительность академического часа – 45 минут («пара» – 1 час 30 минут) для всех видов аудиторных занятий. Перерыв между занятиями – 10 минут, в течение учебного дня – обеденный перерыв продолжительностью 40 минут. Занятия для студентов очной формы обучения начинаются в разное время, но в период с 8:15 и до 18:30. Занятия для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения начинаются в 18:30 и заканчиваются в 21:45.

Аудиторные занятия

На аудиторных занятиях – лекциях, практических (семинарских) занятиях, лабораторных работах – студенты получают основную информацию по изучаемым учебным дисциплинам, закрепляют знания и умения.

  • Ведущим видом учебных занятий в Университете являются лекции, в которых преподаватели дают основной материал дисциплины.В лекциях учебный материал излагается систематически и содержание каждой последующей лекции тесно связано с материалом предыдущей, основывается на понятиях, явлениях, законах, о которых уже говорилось ранее. Во время лекции студенты обычно ведут записи (конспект), которые в дальнейшем помогут в самостоятельной работе.
  • Семинарскиезанятия проводятся в академической группе с целью закрепить и углубить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. На семинарах проверяется степень понимания и усвоения студентами учебного материала по дисциплинам, а наиболее сложные теоретические вопросы тщательно разбираются.
  • Назначение практическихзанятий состоит в том, чтобы научить студентов рациональным методам решения практических задач, создать у них навыки самостоятельного применения теории. Практические занятия проводятся параллельно изучению теоретического материала. На старших курсах практические занятия по профилирующим дисциплинам обычно проводятся методом разбора ситуаций в форме деловых игр.
  • Лабораторныезанятия являются одним из видов практических занятий, которые связывают теорию с практикой. Они базируются на основных положениях теоретического курса и проводятся в лабораториях, оснащенных соответствующим оборудованием.
  • Курсоваяработа(реферат) представляет собой исследовательскую работу, как правило, по одной теме изучаемой учебной дисциплины.
  • Курсовойпроект(работа) представляет собой исследовательскую работу, выполняемую по совокупности тем изучаемой учебной дисциплины профессионального цикла.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это проработка лекционного материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, подготовка рефератов, докладов, подготовка к зачетам и экзаменам, написание курсовых работ (проектов), участие в научно-исследовательской работе, а также написание выпускной квалификационной работы (проекта).

Текущий и итоговый контроль знаний

Учебный процесс предполагает следующие методы контроля за усвоением знаний: контрольная работа, письменное тестирование, аттестация, зачет, экзамен (сдаётся письменно или устно).

Основной формой аттестации и проверки знаний студентов после окончания учебного семестра является сдача зачетов и экзаменов. Порядок их проведения регламентируется Положением о зачётно-экзаменационной сессии, формах текущего и рубежного контроля знаний студентов.

  • Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных работ, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала на практических и семинарских занятиях, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе практики всех учебных поручений.
  • Экзамены преследуют цель оценить работу студента, полученные им теоретические знания, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы.
  • За период обучения в Университете студент обязательно должен пройти различные виды практики.

Практика является неотъемлемой частью подготовки современного специалиста. Ее задача – закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время обучения в Университете, и приобретение необходимых навыков практической работы по специальности.

На старших курсах студенты проходят практику непосредственно на предприятиях, в учреждениях или организациях, профиль работы которых соответствует выбранной специальности.

  • После завершения процесса обучения и успешной сдачи экзаменов и зачетов по всем изучаемым дисциплинам, проводится итоговыймеждисциплинарныйэкзаменпоспециальностигосударственныйэкзамен.
  • На выпускном курсе для студентов всех форм обучения организуетсяпреддипломнаяпрактика, содержание которой определяется утверждённой приказом ректора темой дипломного проекта (работы).
  • Выпускнаяквалификационнаяработа представляет собой самостоятельную серьезную исследовательскую (или научную) работу по выбранной и утверждённой заранее теме. При подготовке выпускной работы будущий специалист должен продемонстрировать широту фундаментальных знаний в сочетании с глубиной профессионального подхода к решению конкретной проблемы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×