Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные орфографические ошибки

Лекция 14 Типы орфографических ошибок. Система работы над предупреждением и исправлением ошибок

1. Классификация ошибок.

2. Диагностика и прогнозирование ошибок.

3. Исправление и предупреждение ошибок.

Ошибки учащихся классифицируются по нескольким основаниям:

I. По разделам орфографической системы:

-ошибки в обозначении звуков буквами;

-ошибки в слитно-раздельных написаниях;

-ошибки в переносе слов со строки на строку;

-ошибки в употреблении заглавных и строчных букв;

-каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв;

-ошибки, не относящиеся к правописанию: речевые и пр.

II. По причинам допускаемой ошибки:

— ошибки, объясняемые непониманием или неточным пониманием значения слов, их сочетаний или текста;

— ошибки, обусловленные неумением выделять морфемы в слове, найти границы морфем (на стыках морфем);

— ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм, например, в падежных окончаниях имен существительных и прилагательных;

— ошибки, возникшие в результате плохого ориентирования в структуре предложения, например, пунктуационные;

— ошибки, порожденные орфоэпическим произношением;

— ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;

— ошибки памяти (в непроверяемых словах);

— ошибки из-за невнимания, случайные замены, описки.

III. Ошибки, относящиеся к принципам орфографии и пунктуации – следствия несоблюдения:

— морфологического и фонематического принципов;

— принципа дифференцирующих написаний;

— структурно-синтаксического принципа пунктуации;

— смыслового (логического) или интонационного принципа.

IV. По частотности:

— характерные для многих учащихся;

V. Грубые и негрубые ошибки

Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.

2.* Диагностика – это исследование частотности и причины ошибок. В результате анализа ошибок строится методика исправления и предупреждения ошибок, прогнозируется дальнейшее обучение, делаются определенные акценты в обучении, выделяются приоритетные темы курса, методы и приемы.

На основе анализа и статистических обобщений установлено, что в начальных классах самыми частотными оказываются:

а) ошибки на безударные гласные, преимущественно в корне слова, на употребление звонких и глухих согласных;

б) ошибки на правописание гласных и согласных в непроверяемых словах;

в) ошибки от слабой орфографической зоркости, от неумения увидеть орфограмму.

Причины ошибок классифицируются так:

первое место – бедность или пассивность словаря, мешающая быстро и правильно находить проверочные слова;

второе место – слабая зоркость: ученик не видит орфограммы, не слышит безударного гласного;

третье место – ученик плохо разбирается в морфемном составе слова, не обнаруживает границ корня в слове.

У каждого типа ошибок – свои причины, и очень важно, чтобы сам ученик, допустивший ошибку, понял ее причину. Это существенно повышает осознание познавательного процесса самим учеником.

3.Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. И не только в тетради ученика, но и в его сознании, в его памяти.

1)Наилучший способ исправления – индивидуальная работа, ибо сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку: учитель создает такую ситуацию, в которой ученик сам находит ошибку, определяет ее тип, анализирует причины. Вместе они выясняют способы проверки и исправления. К сожалению, такая методика отнимает много времени.

2) Другой вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. В остальных – ограничивается отметкой на полях условными знаками, чтобы ученик сам нашел и исправил ошибку. Операция исправления завершается в индивидуальной работе, помощь учителя – эпизодическая.

При проверке тетрадей нужно помнить, что ошибки, повторяющиеся несколько раз в одном и том же слове, считаются за одну. Различают ошибки однотипные и неоднотипные. Однотипные ошибки исправляются, выносятся на поля и, кроме одной ошибки, обводятся в кружок, т.к. они при подведении итогов не считаются.

* Однотипные – ошибки в словах, написание которых определяется грамматическими показателями (например, падежные окончания имен существительных, личные окончания глаголов, правописание приставок на -з-, -с-).

* Неоднотипные – ошибки, каждая из которых считается отдельной ошибкой. Неоднотипными считаются ошибки в словах, написание которых проверяется своим проверочным словом (например, безударная гласная, сомнительные согласные, непроизносимые согласные).

3) Третий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм. При этом каждый ученик, прослушивая комментарий, находит свои ошибки и исправляет их при общем наблюдении учителя. Метод удобен для такого класса, где достигнут высокий уровень самостоятельности и сознательности учащихся.

Надо приучать детей работать над допущенными ошибками: после проверки тетради учителем ребенок начинает работу с записи «работа над ошибками» (в 1 классе можно не писать).

Для работы над ошибками, свойственными большинству, на одном из уроков выделяется фрагмент продолжительностью в 20 минут на единую тему: повторение грамматико-орфографической темы, выполнение нескольких упражнений, обсуждение конкретных ошибок, составление примеров и задач самими учащимися и т.д. Такой фрагмент урока проводится обычно после контрольной работы или в конце изучаемой темы по совокупности накопившихся ошибок.

Уместны орфографические минутки («разминки») в начале урока: отчетливое проговаривание 5-10 слов, в которых ранее многими допускались ошибки. Практикуется также включение таких слов в упражнения, выполняемые устно или письменно на уроке. Также ученику задаются вопросы по его прежним ошибкам, когда он вызван отвечать к столу учителя или к доске.

Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими словарями.

Способы предупредительной работы:

— на основе диагностики допущенных ошибок выделение «опасных» правил, слов, их сочетаний, типов орфограмм;

— соответствующие акценты в процессе изучения курса: усиление внимания к тем темам, вопросам, которые труднее усваиваются;

— отчетливое выделение перечня трудных слов для каждого класса, включение их в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и пр.;

Читать еще:  Ошибка в сертификате пфдо

— поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

— воспитание уверенности учащихся в возможности достижения высокого уровня грамотного письма.

|следующая лекция ==>
Этапы работы РА|Регуляция экспрессии генов у прокариот, на уровне инициации транскрипции

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 5982 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ответы на любые вопросы

Нет идеального человека, который бы не допускал ошибок в написании слов, построении предложений и расстановке запятых. Существует несколько видов ошибок, среди которых весьма распространенными в русском языке являются орфографические.

Сущность орфографической ошибки

Слово, написанное не по правилам русского языка и есть орфографическая ошибка. Обнаруживается она непосредственно в тексте, на слух определить ее не получится.

Наиболее часто грубые орфографические ошибки встречаются у маленьких детей, которые только осваивают грамоту. Они обычно пишут слова так, как слышат. К примеру, «малако» вместо «молоко». В этом слове сразу две орфографических оплошности.

Иногда данный вид ошибок допускают те, кто хорошо знаком с правилами написания слов, но забывают об исключениях. Ярким примером является слово «стеклянный». Все знают, что в прилагательных, где имеется суффикс «ян», пишется лишь одна «н». Но «стеклянный» (а также оловянный, деревянный) считается словом-исключением, поэтому написание его с одной «н» будет считаться орфографической ошибкой.

Некоторые ранее правильно написанные слова сегодня считаются ошибочными. В церковных записях о венчании можно встретить имя «Федя», написанное как «Хведя». Связано это с тем, что в некоторых деревнях звук «ф» жители произносили как «хв».

Орфографическая и грамматическая ошибка: в чем разница?

Не будучи лингвистом, в некоторых случаях сложно увидеть разницу между грамматической и орфографической ошибкой.

«Улягуся на кровать», «красивые зеркалы», «одел футболку», «дверь в колидор»: все это является грамматическими ошибками. В обоих случаях нарушено построение словесных форм.

Если человек сомневается, какая именно ошибка присутствует в предложении, то стоит использовать специальные сервисы для проверки текстов в Интернете. Проанализировав определенный кусок статьи, система определит, к какой категории предположительно относится ошибка.

Что такое орфографический разбор?

Орфографический разбор состоит из нескольких способов определения правильности написания того или иного слова. Благодаря умению анализировать языковую единицу, у школьника формируется грамотная письменная речь без ошибок.

Орфографический разбор чаще всего делают письменно. Так визуально легче подбирать проверочные слова или выделить их составные части.

Лучше всего понять сущность орфографического разбора удается на практике. Допустим, дается слово с пропущенной буквой «г…ра». Младшеклассник не сразу поймет, что нужно писать «гора», так как в устной речи вместо «о» слышится «а».

В этом случае алгоритм орфографического разбора будет следующим:

  • Записываем исходное слово;
  • Вписываем пропущенную гласную букву «о» и подчеркиваем ее;
  • Выбираем правило, которое позволяет доказать правильность выбора буквы. В данном случае указывается множественное число проверяемого слова – «гОры». Теперь на слух четко слышна буква «О», что обосновывает правильность ее выбора на письме.

Как делать меньше ошибок?

Нельзя полностью избежать ошибок при написании или произношении слов. Ведь даже отличник по русскому языку не может запомнить все правила. Но можно значительно сократить число досадных ошибок.

Для этого следует придерживаться следующих правил:

  1. Определение своих слабых сторон. Кто-то идеально запоминает сложнопроизносимые формы слов и красиво выражается на деловых совещаниях, но при этом в пояснительных записках ставит запятые как попало. Лучше всего определить проблемы удастся другу или родственнику с высоким уровнем грамотности. Надо дать ему листок с написанным текстом, который он проверит и скажет, где чаще встречаются ошибки;
  2. Использование учебников для повышения грамотности. Как только слабые стороны обнаружены, пора приступать к работе над собой. Лучше всего для этого подойдет школьная программа. Материал в учебниках отлично скомпонован, в нем подходящие примеры для закрепления знаний. При этом предпочтительнее обзавестись обычным печатным учебником, а не скачивать электронное издание. Когда человек непосредственно держит в руках книгу, делает на ней пометки и вообще всячески взаимодействует с ней «вживую», то так информация усваивается лучше. В день достаточно уделять хотя бы 20 минут на освоение или закрепление в памяти нового правила;
  3. Интересоваться классической литературой. Опять же, лучшим выбором будет список из школьной программы. Не стоит читать что-то через силу. Но даже любитель современной литературы обязательно найдет в классике хотя бы одного писателя, который ему понравится. Чаще всего выбор падает на Достоевского, который к тому же ставит перед читателем важные философские вопросы. Именно классическая литература позволяет пополнять словарный запас и дает ориентир на составление стилистически верных предложений;
  4. Не лениться запоминать сложные слова. Часто люди просто переписывают незнакомое слово из словаря или копируют его со статьи при перепечатывании. Поэтому в памяти не остается полезных знаний;
  5. Не расслабляться даже во время личной переписки. В мессенджерах при общении с друзьями люди обычно пренебрегают грамматикой. Поэтому исключаем из переписки слова вроде «как-нить», «звякни мне», «нормуль» и т. д.;
  6. Увлекаться интеллектуальными играми. Кроссворды и ребусы помогут повысить уровень грамотности и расширить словарный запас;
  7. Посещать курсы. Профессионалы в области русского языка всего за пару месяцев значительно повысят уровень грамотности любого, кто найдет время и деньги на занятия.

Что такое орфографическая зоркость?

Орфограмма представляет собой часть слова или предложения, в которой наиболее велика вероятность ошибки. Определять подобные орфограммы можно благодаря развитой орфографической зоркости. Она представляет собой умение не только обнаруживать сложные места в тексте и словах, но и подбирать те правила правописания, которые нужно использовать.

Читать еще:  Как устранить ошибку msvcp100 dll

Ребенок постепенно понимает принципы использования проверочных слов, выделяет приставку, корень, окончание и т. д.

Не страшно иногда делать ошибки в тексте письма, заявления и других документах. Главное затем работать над исправлением своих оплошностей и не допускать их в будущем. Лучшим помощником в этом деле будет обычный учебник русского языка.

Видео про орфографические ошибки на вывесках города

В этом ролике филолог Артем Баранов покажет, какие ошибки в русском языке часто допускают на улицах города:

Основные орфографические ошибки

Введение. Задачи проекта.

Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.

В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!

Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.

Для того, чтобы писать правильно нужно разобраться с понятием орфография. В переводе с греческого языка значит «писать правильно».

Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.

В разделе орфография изучаются такие важные темы как:

Слитное и раздельное написание слов;

правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

правописание непроизносимых, удвоенных букв;

При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.

И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.

Задачи исследовательского проекта:

усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;

совершенствование навыков в использовании источников данных;

разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;

Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;

Закрепить знания о написании слов;

Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;

Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.

Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.

Причины появления орфографических ошибок.

Многие ученики 10-11 классов тоже допускают ошибки. Это является закономерным процессом обучения. У своих одноклассников я спросила: «По какой причине, по –вашему мнению, вы сделали такие ошибки?» и сделала выводы. Ошибки могут возникать из-за разных обстоятельств, таких как:

Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;

Незнание орфографических норм и правил;

Анализ орфографических ошибок.

Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.

В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.

Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.

Самые распространенные ошибки в русском языке

В хитростях русской орфографии и пунктуации заблудиться немудрено. Какие ошибки в русском языке мы делаем чаще всего?

Если говорить о наиболее распространённых ошибках, встречающихся на письме, придётся уточнить, какую категорию пишущих мы имеем в виду. Пожалуй, мы не будем говорить о школьниках: у них ещё свежи наставления мудрых педагогов. Не станем равняться и на совсем безграмотных людей. Но и, конечно, дипломированные филологи окажутся не самым показательным примером.

Я думаю, что лучше всего остановиться на тех, кого мы в университете называли «нефилологами»: именно их ошибки наиболее типичны для образованных людей, которые, к сожалению, заблудились в хитростях русской орфографии и пунктуации.

Фото: photosight.ru, — V.S. —

Как раз с такими людьми я и встретилась, когда я пришла работать на телевидение. Для меня стало открытием, что журналисты (по крайней мере, тележурналисты) — это совсем не филологи, у них отличается и мышление, и представление о грамотности. Устав исправлять одни и те же ошибки, я решилась и написала для них своеобразную памятку, к которой они могли бы обращаться в спорных случаях. Приводить её здесь полностью не вижу смысла, поскольку, во-первых, она достаточно объёмна, а во-вторых, включает в себя некоторые специфические «телевизионные» моменты.

Читать еще:  Код ошибки 0x0000221

Однако на некоторых пунктах мы всё же остановимся. Итак, вот мой список самых распространённых ошибок.

1. Самые большие трудности, разумеется, вызывает пунктуация. Если с орфографией нередко помогает всеми любимый «Ворд», то в области знаков препинания к этой программе прислушиваться порой бывает даже вредно. Все, кто учил русский язык в школе, прекрасно помнят, что перед союзом «как» должна ставиться запятая. Вот только очень мало кто помнит, что если союз «как» имеет значение «в качестве», то перед ним запятая не ставится. Например: Я говорю как литератор (в качестве литератора).

2. Также очень коварным оказывается слово «однако», которое многие видят только вводным словом в значении «тем не менее, всё же, всё-таки». Но вводное слово «однако» не может стоять в начале предложения. В этом случае «однако» — союз, который можно заменить союзом «но», и запятой он не выделяется. Например: Однако его красоту замечает не каждый.

3. С постановкой запятых в сложных союзных предложениях не возникает столько проблем, сколько в ситуации с бессоюзными предложениями. С двоеточием и тире постоянно происходит путаница. Двоеточие ставится в сложном предложении, если на месте знака можно вставить слова: «что; а именно; потому что», и «увидел/услышал/почувствовал, что». Например: Об одном прошу вас (а именно): стреляйте скорее. Помню также (что): она любила хорошо одеваться.

Тире в сложном предложении ставится, если между частями можно вставить: союз и, но или а, поэтому, словно, это. Также тире ставится, если перед первой частью можно вставить: когда, если. Например: Игнат спустил курок – (и) ружьё дало осечку. Я умираю – (поэтому) мне не к чему лгать. (Когда) Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (Если) Будет дождик – будут и грибки.

4. Кроме сложных предложений, проблем добавляют и сложные союзы. Тут необходимо запомнить, что запятая в них ставится один раз: или перед всем союзом, или в середине: для того чтобы (или для того, чтобы), тем более что (или тем более, что). В начале предложения сложные союзы обычно не расчленяются, например: Для того чтобы получить саженцы, нужно заполнить купон и отправить его по адресу.

5. Тире между подлежащим и сказуемым. С этой ошибкой я вообще впервые встретилась на телевидении, где для редакторов самое важное в пунктуации — отразить интонацию, паузы. Есть несколько случаев, когда между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире, но к ним совершенно точно не относится «стандартный» вариант предложения, в котором подлежащее выражено существительным, а сказуемое — глаголом. Например, неправильно писать: «Президент России — приехал первым». Однако я заметила, что это интонационное тире, означающее паузу, стало всё чаще проникать в письменную речь.

6. Впрочем, не только знаки препинания мешают пишущим людям спокойно жить. Орфография тоже вносит в их жизнь проблему выбора. Кстати, о «тоже». Именно союзы «также» и «тоже» никак не хотят делиться или соединяться именно там, где это необходимо. По правилам русского языка, эти союзы пишутся слитно, если их можно заменить друг другом. Если же такая замена невозможна, то это не союзы, а сочетания указательного местоимения «то» или «так» с частицей «же», которые пишутся отдельно. Частицу «же» в таком случае часто можно просто опустить. Например: Многие бросают курить, тебе также (тоже) следовало бы бросить. Вот так же когда-то сюда мы бегали (Вот так когда-то сюда мы бегали).

7. Как ни странно, очень часто ошибки возникают в теме, которую изучают ещё в начальной школе: правописание -ться и -тся в глаголах. Есть одно простое правило: нужно задать вопрос для глагола. Если в окончании вопроса «т», значит, пишется «тся», если «ть» — значит, «ться». Например: Все, что может — что делаТЬ? — портиться, обязательно — что сделаеТ? — испортится!

Как-то я встретила в интернете ещё один интересный совет: в той форме, в которой сомневаетесь, превратите -ся в «себя». Например: Строится (строит себя) новый дом (сразу слышно, что мягкости на конце нет). Солдаты начали строиться (строить себя) по шеренгам (слышна мягкость).

8. и 9. Два следующих пункта я решила объединить по одному признаку: они порой вызывают проблемы и у филологов. Это правописание не/ни, а также н/нн. Эти ошибки уж слишком распространённые, поэтому я просто не могу о них не упомянуть. Однако краткого алгоритма для этих случаев подобрать невозможно, а превращать статью в подробный разбор двух правил я считаю не лучшей идеей. Возможно, мы ещё вернёмся к этим темам, но уже в другом формате.

10. И последним пунктом я решила вставить очень популярное в последнее время слово, которое пишут в самых разных вариантах, особенно если оно является первой частью сложных слов. Я встречала такие варианты: онлайн-конференция, онлайн конференция, он-лайн конференция, он-лайн-конференция. На самом деле в словаре зафиксирован вариант слитного написания: «онлайн». В случае если это первая часть сложного слова, то пишется оно через дефис: «онлайн-конференция».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×