Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка ведущих тренинговых групп

Подготовка ведущих тренинговых групп

Рассылка obrazovanie9.ru

Подпишитесь на наши новости и
Вы всегда будете в курсе
предстоящих мероприятий

Последние обновления

Самое читаемое

Алена:
Я прошла курс обучения Бизнес – тренер «Тренинг-тренеров», у тренера Рассадина Ирина.
И хочу сказать Вам открыто, если Вы планируете, стать тренером или уже им являетесь –
посмотрите, как работают настоящие профи! Посмотрите, как работает Ирина!
До обучения на тренинге – тренеров, я вела группы, и думала, что умею это делать! После
обучения я ЗНАЮ, что Я МОГУ ПРЕДЛОЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ НА ВЫСОКОМ И КОМФОРТНОМ УРОВНЕ!
И это благодаря профессионализму Ирины, её уникальным знаниям и авторского стиля!
Данное обучение не просто учит, а меняет жизнь в лучшую сторону!

Желаю Вам изменений на тренинге — тренеров!

С уважением к Ирине Евгеньевне, и глубокой благодарностью.

Алёна. Участница тренинга тренеров 2013-2014 г.

Роман:
Что мне удалось приобрести на авторском тренинге тренеров от Ирины Евгеньевны Рассадиной?
Я приобрёл БОЛЬШОЙ вагон и СОЛИДНЫЙ прицеп в виде ощутимо приятного бонуса.
Вагон – это знания: как устроена группа, какие стадии проходит, какие инструменты есть у тренера для создания рабочей атмосферы (фасилитация, мозговой штурм, видеоанализ, разминки и пр.), какие бывают участники (и они бывают очень разные), что такое групповая динамика, и многие другие.
Вагон – это умения: держать тренерское поведение, обслуживать цели и задачи группы, отслеживать то, что происходит в группе и понимать куда её можно вести и главное зачем, создавать свои собственные упражнения, слышать и слушать участников тренинга, работать со «сложными» участниками и т.д.
Прицеп – это уникальная возможность в комфортных условиях погрузиться вместе с людьми, которые стали близкими единомышленниками, в групповую динамику с головой и прожить на собственном опыте практическую модель проведения тренингов.
А САМОЕ ГЛАВНОЕ: Этот тренинг позволил мне выйти на свою первую «пилотную» группу с чувством глубокого уважения к участникам и уверенности в том, что я делаю, потому что: тренер обслуживает цели и задачи группы, группа всегда придёт на помощь, если не знаешь что делать – вспоминай чему учили. И я с благодарностью вспоминаю 😉

Спасибо, Ира!
Спасибо, Наташа, Алёна, Лена, Макс, Леся, Оля, Женя!

С Уважением, Роман Фарина, г. Красноярск»

Тренинг тренеров. Специализированная программа подготовки ведущих тренинговых групп

8 декабря 2018 — 7 апреля 2019, Новосибирск

140 академических часов

Автор и ведущий — Ирина Евгеньевна Рассадина

Лицензия №9965 Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Приглашаем всех, кто на самом деле хочет овладеть тренерским мастерством.

За 4 учебных месяца:

  • Вы научитесь тренерскому поведению, а именно:

— узнаете плюсы и минусы тренингового обучения;

— овладеете основами публичных выступлений;

— научитесь слушать, наблюдать, задавать вопросы;

— узнаете, как практически регулировать собственное состояние и как восстанавливаться после работы.

  • Познакомитесь на практике с технологией ведения тренинга, а именно:

— научитесь проводить процедуры знакомства, выявлять ожидания участников и корректировать содержание тренинга, не меняя цели обучения;

— научитесь завершать тренинг, подводить итоги, получать отзывы участников (обратную связь) и фиксировать достигнутые результаты.

  • Освоите инструменты тренера, а именно:

— разминки, тематические упражнения;

— ролевую и деловую игру;

— мозговой штурм и групповую дискуссию.

  • Научитесь управлять группой, а именно:

— узнаете, какие бывают группы и в чем разница в управлении ими;

— узнаете, что такое групповая динамика и факторы, на нее влияющие;

— узнаете, как мотивировать группу, как менять эмоциональное состояние в группе;

— узнаете, как влияет подбор упражнений на групповую динамику;

— узнаете, как работать с разными участниками, которые могут казаться «трудными»;

— что делать, если группа отказывается выполнять задуманное и почему такое бывает;

— что делать, если кто-то из участников очень нравится или очень не нравится.

  • Познакомитесь сметодами оценки результатов тренинга, а именно:

— научитесь вырабатывать критерии эффективности

проведенного тренинга на разных уровнях.

  • Узнаете как вести переговоры с заказчиком, а именно:

— анализировать корпоративную культуру;

— соотнести цели заказчиков тренинга и обучаемых;

— определить зоны собственной компетентности.

Содержание программы

I. Тренерское поведение

  1. Методы создания доверительного пространства тренинга.
  2. Роли тренера.
  3. Основы публичных выступлений. Речь тренера.
  4. Умение слушать и наблюдать.
  5. Умение задавать вопросы — основа работы тренера.
  6. Калибровка и коррекция эмоциональных состояний участников тренинга
    • Граница, дальше которой заходить не рекомендуется.
    • Что дает осознание чувств участниками тренинга и как его использовать.
  7. Тренер и стресс
    • Методы регулирования состояния тренера.
    • Методы восстановления после работы.

II. Методы проведения тренинга

  1. Процедура знакомства.
  2. Выявления ожиданий и опасений участников.
  3. Установление правил тренинга.
  4. Фасилитация.
  5. Мини-лекция. Мини-лекция как презентация.
  6. Разминки.
  7. Тематические упражнения.
  8. Ролевая игра.
  9. Деловая игра.
  10. Мозговой штурм.
  11. Групповая дискуссия.
  12. Завершение тренинга.
  13. Подведение итогов.
  14. Получение обратной связи и фиксация результатов.
  15. Анализ полученных результатов. Необходимая корректировка.

III. Групповая динамика

  1. Понятие групповой динамики.
  2. Виды групп. Влияние состава группы на групповую динамику.
  3. Особенности групповой динамики в бизнес-группах.
  4. Условные этапы развития группы и поведение тренера на каждом из этапов.
  5. Методы и приемы управления групповой динамикой.
  6. Практические упражнения по работе тренера с групповой динамикой.
  7. Виды обратной связи и ее влияние на групповую динамику.
  8. Способы управления эмоциональным состоянием участников.
  9. Влияние подбора игр и упражнений на групповую динамику.
  10. Методы снятия усталости и напряжений в группе.
  11. «Трудные» участники и методы работы с ними.
  12. Как использовать перерывы для работы с отдельными участниками.

IV. Составление программы и проведение тренинга

  1. Этапы создания тренинга.
  2. Цели и задачи тренинга.
  3. Модульное составление программы тренинга
    • Структура каждого тематического блока.
    • Подбор и разработка упражнений в каждом модуле для раскрытия темы.
  4. Учет групповой динамики при подборе необходимых методов и упражнений.

V. Оценка эффективности тренинга

  1. Методы оценки результатов тренинга.

VI. Переговоры с заказчиком тренинга

  1. Анализ корпоративной культуры.
  2. Анализ готовности к обучению.
  3. Соотнесение целей заказчиков тренинга, менеджеров по персоналу, обучаемых лиц.
  4. Определение зоны собственной компетентности.

Запись в учебную группу — по факту внесения оплаты за первый учебный месяц.

Дополнительная информация — по телефонам:
(383) 214 28 84
+7 913 911 2601

Подготовка ведущих тренинговых групп

Пробуждение и всплеск интереса населения к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

Читать еще:  Тренинг мое будущее

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

1. С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

2. Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.

3. Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

4. Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

5.На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: «Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания» (1997, с. 46).

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга

Глава 1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии

Теория «животного магнетизма» Ф. А. Месмера

Групповая психотерапия и гипноз

Групповые методы в психоанализе других психологических школах Запада

Современные групповые методы и развитие самосознания

Вопросы и задания для самоконтроля

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

Общее представление о психологическом тренинге

Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 1.3 Психологические особенности тренинговой группы

Цели тренинговой группы

Преимущества групповой формы психологической работы

Ролевые позиции в группе

Понятие о групповой сплоченности

Гомогенность и гетерогенность тренинговых групп

Качественный состав тренинговых групп

Количественный состав тренинговых групп

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 1.4 Общие тренинговые методы

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 1.5 Классификации и основные виды тренинговых групп

Критерии классификации тренинговых групп

Трансакционный анализ в группе

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Вопросы и задания для самоконтроля

Общее представление о стадиях развития группы в тренинге

Первая стадия – подготовка

Кризис в развитии тренинговой группы

Вторая стадия – осознание

Третья стадия – переоценка

Четвертая стадия – действие

Стадии развития групп со спонтанной динамикой

Стадии развития групп с управляемой динамикой

Вопросы и задании для самоконтроля

Основные роли ведущего группы

Стили руководства группой

Характеристика личности группового тренера

Подготовка ведущих тренинговых групп

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 2.1 Условия развития профессионального педагогического самосознания в тренинге

Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития

Развитие самосознания как цель тренинга

Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятия

Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 2.2 Психологические и методические аспекты применения видеосъемки в тренинге

Этические проблемы видеосъемки в тренинге

Методические аспекты видеосъемки

Видеосъемка на тренинге и развитие самосознания

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

Сценарии тренинговых занятий

Алгоритмы и тренинговая работа

Вопросы и задания для самоконтроля

Игра: ее атрибуты и значение

Игровые процедуры на тренинговых занятиях

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3.3 Западни для ведущего

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3.4 Немного о практической философии тренинга Философия как методология психологического тренинга

Психотехническая мифология и тренинг

Активное добывание субъективной истины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3.5 Ритуалы Связь ритуалов и мифологии

Ритуалы и бессознательные механизмы психики

Примеры ритуалов Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 3.6 Медитативные техники

Общее представление о медитации

Медитации-визуализации как метод психологического тренинга

Общие правила применения медитативных техник

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 4.1 Разогревающие игры и психотехники

Чемпионат борьбы на пальцах

Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур

Мой портрет глазами группы

Первая проба на роль

Дискуссия в ролях друг друга

Ответы за другого

Молчащее и говорящее зеркало

От сумы да от тюрьмы.

Я знаю, что тебе приснилось

Зубы дареного коня

Личный герб и девиз

Белые маги – Черные маги

Катастрофа в пустыне

Глава 4.5 Психотехники, направленные на помощь в решении проблем

Подготовка ведущих тренинговых групп

Пробуждение и всплеск интереса населения России к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

Читать еще:  Сценарий проведения тренинга

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

1. С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

2. Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.

3. Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

4. Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

5. На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: «Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания» (1997, с. 46).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание ролей, которые играет ведущий группы, согласно подходу И. Ялома.

2. Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?

3. Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: «. психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и (тарификации».

4. Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения.

5. Верно или неверно:

a. Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы.

b. Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего.

c. В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой.

6. С каким из двух утверждений вы согласны:

a. Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник.

b. Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга.

7. В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?

8. Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости.

9. Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.

10. Какое понятие раскрывается в следующем определении: «. – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом»?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Характеристика личности группового тренера

Существуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при этом личностные характеристики группового тренера считаются чем-то вторичным. Подобная позиция присуща теоретическим концепциям, рассматривающим групповой процесс как воздействие ведущего на группу в целом или на отдельных ее членов.

Гуманистическая позиция (которой придерживаемся и мы) состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.

Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом и др.), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:

· концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

· открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

· эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

· аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

· энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

· уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

· уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

· богатое воображение, интуиция;

· высокий уровень интеллекта.

Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (1993, с. 50).

Читать еще:  Тренинги по профориентации для школьников

Подготовка ведущих тренинговых групп

Пробуждение и всплеск интереса населения России к практической психологии, проявившиеся особенно сильно в последнее десятилетие, естественным образом породили необходимость в квалифицированных кадрах психологов, способных оказывать людям реальную помощь. Академическое университетское образование, которое получали студенты-психологи до конца восьмидесятых годов, не могло удовлетворить запросам живой практики, нуждавшейся в специалистах, не только знающих психологическую теорию, но и умеющих применять ее для решения конкретных жизненных проблем. Необходимы были специалисты для индивидуальной и групповой практической психологической работы. Несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов для школ и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое образование, эту проблему до сих пор нельзя считать решенной. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая «дикая» подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров возможно осуществлять на вузовском этапе обучения. Такое обучение должно включать следующие шаги:

1. С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

2. Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и отработка их на практикумах, просмотр и анализ видеозаписей тренингов ведущих специалистов, наблюдение «за кругом», изучение литературы.

3. Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами. Результатом этого этапа должен стать осознанный выбор той психологической школы тренинга, в которой студент намерен специализироваться.

4. Продолжается клиентская практика студента в группах выбранного направления с параллельным углубленным изучением теоретических вопросов работы в рамках данной тренинговой школы.

5. На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства; при этом следует соблюдать следующую последовательность форм работы под наблюдением супервизора: сначала ведение группы с котренером-супервизором, затем самостоятельная работа при пассивном супервизоре. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы. (Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с котренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере «ведущий – группа». Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.) Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах. А. А. Александров замечает: «Использование принципа работы балинтовских групп в области групповой психотерапии значительно расширяет традиционные представления об этой форме подготовки и совершенствования психотерапевтов за счет дополнения традиционного балинтовского подхода наиболее существенными составляющими современных тренинговых программ – в зависимости от групповой ситуации наблюдать или находиться под наблюдением других психотерапевтов; в силу включенности в групповую динамику приобретать достаточно интенсивный личностный опыт; в отдельные моменты достигать более глубокого самопонимания» (1997, с. 46).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание ролей, которые играет ведущий группы, согласно подходу И. Ялома.

2. Какие пять основных ролей группового ведущего можно выделить (по С. Кратохвилу)?

3. Вставьте нужные прилагательные в приведенную ниже цитату из Т. Высокиньска-Гонсер: «. психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и (тарификации».

4. Согласны ли вы с утверждением, что ведущий тренинговой группы ни при каких обстоятельствах не имеет права быть авторитарным? Докажите свою точку зрения.

5. Верно или неверно:

a. Попустительский стиль руководства является самым непродуктивным и потому совершенно неприемлем для ведущего группы.

b. Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами: гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего.

c. В тренинге могут возникнуть ситуации, когда ведущему приходится отказаться на какой-то период от демократического стиля руководства группой.

6. С каким из двух утверждений вы согласны:

a. Успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник.

b. Развивающий и оздоравливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия, что определяется в первую очередь личностными особенностями ведущего. Подумайте, правомерно ли выделять только один фактор, влияющий на эффективность тренинга.

7. В чем состоит важнейшее положение гуманистического подхода к тренингу?

8. Выделите из списка качеств, необходимых ведущему группы, три самых важных. Обоснуйте свою точку зрения. Проранжируйте оставшиеся качества по степени значимости.

9. Опишите поэтапную модель подготовки специалистов в области групповой психологической работы.

10. Какое понятие раскрывается в следующем определении: «. – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом»?

Часть II

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:
ОЧЕРК АВТОРСКОГО ОПЫТА

Глава 2.1

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ТРЕНИНГЕ

· Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития

· Развитие самосознания как цель тренинга

· Организационные аспекты комплектования групп и проведения занятий

· Содержательные аспекты тренинговой программы развития профессионального самосознания

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×