Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги по профориентации для школьников

Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?!»

Основная задача старшей ступени обучения состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь старшеклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути.

С 2008 года в Мыскаменской школе-интернате в рамках профориентационной работы со старшеклассниками проводиться элективный предмет “Как стать успешным?!”. Результатом занятий по данному курсу является проведение открытого мероприятия (профориентационной тренинг – игры).

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

  1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.
  2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.
  3. Повышение практической готовности.

Сценарий проведения игры

Ведущий: Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ”

Зачастую будущие студенты, не владея информацией, выбирают будущую специальность ошибочно. Кто-то из вас будет делать свой выбор, мотивируя его:

– традициями в семье
– финансовой стороной
– популярностью данной профессии
– друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже.

Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку (юноше, девушке) необходимо знать мир профессий, хорошо в нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.

Итак, начнем. Наша игра называется “Сотворение мира”. Но перед тем как начать игру хочу представить жюри. (Желательно, чтобы это были приглашенные люди.)

Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г) человек – знаковая система; д) человек – художественный образ. Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.

Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира, который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.

  • Опишите доставшуюся часть созданного мира:
  • дать всему нарисованному необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • указать какой государственный строй, если он есть;
  • предметы импорта и экспорта;
  • наиболее востребованные профессии;
  • культурные традиции (гимн, флаг, мифы, легенды, правила, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство).

– Итак, вы представили свой созданный мир, и мы переходим к следующему заданию.

Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т.е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.

– Процесс профессионального самоопределения связан с расширением и углублением творческой, общественно – и личностно — значимой деятельности человека.

Каждая команды сейчас получит одинаковые варианты словосочетаний, которые должны быть продолжены. Цель данного упражнения: найти оптимальное определение данных понятий.

  1. Профессиональное просвещение – это… .
  2. Профессиональная диагностика – это…
  3. Профессиональная консультация – это…(пример)
  4. Профессиональный отбор (подбор) – это….
  5. Профессиональное воспитание – это…
  6. Профессиональная адаптация – это….
  1. . профинформация, профагитация;
  2. …направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  3. …нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов;
  4. …проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию;
  5. …формирование у учащихся чувства долга, профессиональной чести и достоинства;
  6. … степень адаптации к данной профессии.)

Задание 5. “Жизненные ценности” (“Конверт откровений”).

Вам предлагается, как на экзамене, вытянуть билет, и, прочитав вслух, высказать свое мнение относительно написанного. (Необходимо заранее заготовить вопросы по данной теме. Например: “Что для тебя является смыслом жизни?”; “Почему многим людям так и не удается сделать карьеру?” Назови несколько причин и т.п.)

– Выбор профессии, – каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям.

– Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Задание 6. “ Цепочка профессий” (по принципу игры в города.)

– Мы уже узнали, что существует 5 основных областей (сфер) профессий. Начнем с области человек – человек (по очереди каждая команда называет профессию. Кто остановится, тот и удаляется из конкурса.)

Задание 7. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. Разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей.
  2. Приготавливает различные виды теста, кремов, торты, кексы, заготавливает сырье по рецептам.
  3. Сервирует стол, встречает посетителей, принимает заказы, собирает использованную посуду.
  4. Осуществляет документальную и художественную фотосъемку людей и объектов.
  5. Должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления.
  6. Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, устанавливает связь между событиями.
  7. Формирует у детей умение учиться, закладывает основы (научные, мировоззрения) бедующего самоопределения учащихся.
  8. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих условиях, разрешению личностных проблем.
  9. рассматривает уголовные дела (гражданские) обеспечивает законность всех действий суда.

– Итоги всей игры подводит приглашенное жюри.

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.
  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.
  4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.

Тренинг школьников по профориентации

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Профориентация школьников — Тренинги по профориентации

Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Информационный блок 1.
Ведущий: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом «хочу».

Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

. Упражнение «Ассоциации».
Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.

«Мои цели» (15 мин)
Объяснение: «Ценности — это наиболее общее образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче, потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома».
Задача : определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.
Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.
Время выполнения 10 минут, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.
2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения . ).
Время выполнения 7-8 мин.
Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Читать еще:  Стратегические переговоры тренинг

Поработать со списком ценностей.
1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.
2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.
3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.
4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б — очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.
5. Перепишите все А — желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б — желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.
6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.
Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим?

Задание 1. Тест на знание профессий

Ведущий зачитывает названия малоизвестных профессий, а учащиеся должны определить, чем занимаются представители данного вида деятельности. Можно дать учащимся варианты ответов:

а) специалист, изучающий жизнь героев;

б) специалист, который занимается изучением горных пород мезозойской эры;

в) специалист, изучающий старения живых организмов.

а) специалист, скрепляющий бумаги в архивах;

б) штамповщик скрепок;

в ) машинист земельно-транспортной машины.

а) специалист, воплощающий эскиз рисунка ткани в материал при крашении;

б) специалист, занимающийся изучением и описанием ракообразных;

в) художник, рисующий ракообразных.

а) специалист, рассчитывающий допустимые дозы радиоактивного облучения;

б) специалист, фиксирующий ПДК (предельно — допустимые концентрации) загрязняющих веществ;

в) специалист, рассчитывающий на ЭВМ компоненты комбикормов.

а) испытатель эскалаторов в метро;

б) контролер измерительной техники;

в) изготовитель швейного инструмента.

а) специалист, управляющий процессом измельчения зерна на элеваторе;

б) вальщик деревьев в лесу;

в) специалист, изготовляющий коленчатые валы.

а) составитель меню;

б) ревизионный работник в столовой;

в) работник аптеки, имеющий фармацевтическое образование.

а) работник киностудии;

в) изготовитель киноэкранов.

9. Флотатор – это:

а) работник в торговом флоте;

б) работник в сельском хозяйстве по изготовлению инвентаря;

в ) работник, обслуживающий машины по разделению минералов.

Задание 2. Отгадай профессию

Для них характерны физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы. (5 баллов)

Несколько раз за время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями контракта. (4 балла)

Зарплата определяется званием, должностью, выслугой лет. (3 балла)

Может работать в экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную службу и быт солдат. (2 балла)

Олег Газманов поет, что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища. (1 балл)

Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. (5 баллов)

Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие к людям. (4 балла)

Цена одного часа консультации у данного специалиста стоит дорого. Во многих странах он является другом и советчиком 50-80% населения. (3 балла)

Не жалейте денег на здоровье!

В жизни это главное условие.

Почему? Да просто потому,

Что без душевного здоровья

Деньги нам уж ни к чему!

Он изучает причины душевных расстройств. (2 балла)

Психотерапия существует с незапамятных времен. В Х I Х веке прославил ее врач Зигмунд Фрейд. (1 балл)

3. Менеджер по рекламе

Цель данного специалиста — продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. (5 баллов)

Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них — потерей работы. (4 балла)

Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. (3 балла)

Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, решителен, имеет творческий подход к делу. (2 балла)

Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. (1 балл)

Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. (5 баллов)

Умеют убеждать, вести переговоры, отстаивать собственное мнение, проявляют твердость и независимость в отстаивании своего суждения, не боятся смелых идей, обладают способностью концентрировать и быстро переключать внимание. (4 балла)

Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. (3 балла)

Специалисту приходится отставать истину, быть аккуратным, гибким. (2 балла)

Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правого регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. (1балл)

Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. (5 баллов)

Имеет качества исследователя, организаторские способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, использовать современные технические средства обучения. (4 балла)

Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. (3 балла)

Двадцать пар за указкой следят.

Куда ж это Волга впадает?

Что жители делают и что там растят,

Иван Иванович всем объясняет. (2 балла)

Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, имеет педагогическое образование, работает в государственных и частных школах. (1 балл)

Когда-то они гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор — всему делу голова». Эта профессия всегда нужная. (5 баллов)

Этот специалист занят на строительстве объекта от начала и до конца. Он «одевает» здание в леса, вставляет окна, двери. (4 балла)

Хорошо разбирается в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической выносливостью. (3 балла)

В работе ему помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес, ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так «Мой глаз – ватерпас». (2 балла)

Эти специалисты всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов соединения бревен без гвоздей. (1 балл)

Задание 5 «Пойми меня»

При выполнении этого задания необходимо проявить артистические способности.

Капитаны команд выбирают одну из нескольких карточек с названием профессии (детский зубной врач, контролер в транспорте, продавец в магазине, директор фирмы). Участники должны разыграть ситуацию с представителем данной профессией.

Занятие по профориентации «Мечты в зеркале реальности»

При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Вводная часть

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы для первой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
  • К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?

Вопросы для второй группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
  • Прокомментируйте позиции каждой из групп.

Вопросы для третьей группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?

Вопросы для четвертой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
  • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?

Вопросы для пятой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
  • Что действительно было счастьем для героя?

Вопросы для шестой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

Фрагменты из фильмов

Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.

Читать еще:  Тренинги для молодежи темы

Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

  • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
  • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

Упражнения

Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Цепочка профессий

Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.

Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

Перечень по алфавиту

Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

Формирование образа

У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

  • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
  • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
  • Художественная литература.
  • Документальные или художественные фильмы.
  • Книги о профессиях.
  • Журнальные статьи, очерки.

Критерии выбора

Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

Варианты критериев:

  • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
  • Власть (подчинение других людей).
  • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
  • Азарт жизни (приключения, путешествия).
  • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
  • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
  • Общение (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

Цвета и ассоциации

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.

Создание предметов

Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

Портфель профессионала

Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.

Тренинги по профориентации для школьников

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Тренинг является эффективной формой профессионального самоопределения подростков в условиях профильного обучения.

Тренинг состоит из четырех самостоятельных, но логически связанных блоков трехчасовых занятий. Рекомендуется проведение первого и второго занятия в восьмом классе, а третьего и четвертого — в девятом классе.

В тренинге использованы элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры.

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
1. Стратегия выбора профессии
Мотивы и потребности
В мире профессий
Самооценка и уровень притязаний

2. Человеческий фактор
Эмоциональный интеллект
Конструктивное взаимодействие
Рождение команды

3. Планирование профессиональной карьеры
Современный рынок труда
Пути получения профессии
Технология принятия решений

4. Искусство самопрезентации
Быть и/или казаться
Резюме и собеседование
Ролевая игра «Собеседование»

ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Проективный метод на этапе предпрофильной ориентации

Метод графической беседы, направленный на изучение взаимоотношений и взаимосвязи между выбирающим человеком и влиянием его социального окружения, относится к классу проективных методов, позволяющих испытуемому самостоятельно проецировать и интерпретировать заданную область реальности.

Как и все графические методы, он накладывает отпечаток на получаемый результат, несущий в себе не только ответ на поставленные задачи, но и информацию об эмоциональном состоянии, особенностях личности, ее представлениях и отношениях.

Кроме того, данные, которые «обнаруживает» использование указанного метода, необходимо разделить на две группы: специфически-индивидуальные и нормативно-общественные.

Порядок проведения графической беседы, получившей название «Мой профессиональный выбор», включает в себя четыре этапа работы и проводится индивидуально с каждым участником исследования. Испытуемому предлагается заготовленный бланк (см. приложение), простой карандаш, синий и красный цветные карандаши, ластик.

I. На первом этапе происходит знакомство психолога и испытуемого, в процессе которого напоминается цель организованной встречи: «Давай с тобой побеседуем о том, как человек обычно выбирает свой профессиональный и жизненный путь, как определяет себя в профессии.

Помнишь, мы говорили о профессиональном самоопределении человека? А как ты понимаешь термин «самоопределение»? Как ты считаешь, что это такое для тебя, для твоей жизни? Знаешь, чтобы нам легче было беседовать и у нас в результате получилось какое-либо наглядное представление о твоей ситуации, я предлагаю использовать вот этот рисунок».

Затем испытуемому предъявляется бланк, на котором изображены четыре окружности различного диаметра с единым центром, поделенные на четыре области: «учителя», «родители, родственники», «друзья, сверстники, одноклассники», «другие взрослые». В нашем эксперименте для ведения протокола беседы использовался диктофон, позволяющий экспериментатору не отвлекаться от работы.

II. На втором этапе экспериментатор объясняет порядок заполнения бланка и предлагает подростку «заселить представленные круги» неким установленным способом:
«Смотри, центр этого рисунка — это ты, вокруг тебя четыре окружности, в которых мы будем символически размещать тех людей, которые участвуют в твоем выборе.
Все окружности поделены на четыре сектора, в каждом надо разместить тех, кто относится к обозначенной категории.
На самую близкую к тебе окружность мы поместим тех, кто наиболее активно принимает участие в этом выборе, а на самую дальнюю — кто наименее. Женщин будем обозначать кружками, а мужчин — квадратиками, чтобы было понятно, кто есть кто, подписывай их имена по первым буквам инициалов, хорошо?»

III. Третий этап работы заключается в «расселении» всех людей, которые принимают участие в профессиональном самоопределении старшего подростка, на четырех представленных окружностях. «С кого ты хотел бы начать? А теперь? Есть еще люди, которых необходимо обозначить на нашем рисунке?»

Затем ребенку предлагается дополнительная задача: «Отметь, пожалуйста, тех людей, чья помощь тебе была бы еще необходима при решении этого вопроса на любой окружности и на нужном тебе расстоянии».

Читать еще:  Психологический тренинг определение

IV. Четвертый этап предполагает установление характера взаимоотношений между указанными на рисунке «символами людей» и собственно испытуемым: «Последнее задание на сегодня — обозначь, пожалуйста, характер твоего взаимодействия со всеми людьми, которых ты разместил(а) на рисунке. Если действие идет только от одного человека, не взаимно — тогда ставь стрелочку с одного конца, если по вопросу профессионального выбора идет активное взаимодействие — вы совместно обсуждаете, планируете, пробуете, — то стрелочки будут идти с двух сторон».

Следует отметить, что при проведении метода графической беседы мы придерживались ряда правил, позволяющих сделать эксперимент наиболее эффективным.

Курсы и тренинги по профориентации для детей и подростков

Ранее мы рассказывали о том, где в Петербурге школьники могут пройти тест на профориентацию, а сегодня представляем вам обзор организаций с курсами, которые помогли бы подростку определиться и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Возраст: от 9 до 17 лет.

Длительность: от 1 занятия до курса (4-5 занятий, 2 месяца). Более 40 занятий-знакомств с профессиями, а также профориентационные семинары для 5-8 и 9-10 классов.

Стоимость: от 850 руб/чел в сборной группе, от 180 руб/чел для класса.

Когда: будние дни (классы), выходные (сборные группы и классы).

Контактная информация: lab-prof.ru, vk.com/labprof, тел. 8-905-208-6-208

Лаборатория профессий помогает школьникам определиться с областью будущего призвания и показывает нюансы различных специальностей на практике. Именно таким образом, общаясь с яркими увлеченными профессионалами своего дела, подросток может буквально «пощупать» профессию и узнать ее «изнутри».

Занятия проходят на лучших учебных площадках (СПбГУ, ИТМО, ЛЭТИ, ПОМИ им. Стеклова, ПФМЛ № 239, Институт биоинформатики), частных лабораториях и топовых компаниях города (EPAM, Jet Brains, BIOCAD, Цитомед, Modul LAB, Скандинавия и пр.), НИИ (Институт экспериментальной медицины, ВМА), а также архитектурных бюро и медицинских учреждениях. Например, чтобы познакомиться с профессией ветеринара, ребята идут на экскурсию в клинику Сотникова, к программистам они идут в EPAM. C профессиями косметолога, зубного врача, модельера школьники также знакомятся прямо на рабочих местах. Это прекрасная возможность «примерить на себя» профессию, потому что всем известно – лучше один раз увидеть вживую, чем занимается человек, чем ответить на 100 профориентационных тестов.

Для увлеченных ребят ЛабПроф предлагает целые абонементы, например, биотехнологический (от 4000 рублей).

Помимо этого, в компании разработаны школьные профориентационные семинары — их можно провести прямо в классе и получить на выходе индивидуальное компетентное заключение психолога по каждому участнику. Стоимость таких семинаров 350 рублей с человека.

Также для школ Лаборатория профессий предлагает интерактивные занятия для младших и средних классов школы. Это увлекательные практикумы с опытами по физике, химии , астрономии и биологии. На занятиях ЛабПрофа ребята даже самостоятельно выделяют ДНК! Такие занятия –практикумы это прекрасный способ добавить к абстрактным школьным знаниям осязаемую конкретику!

Возраст: от 10 до 17 лет.

Длительность: 2-3 месяца (как правило, 8-12 двухчасовых занятий 1 раз в неделю по каждой профессии).

Стоимость: от 9500 руб.

Специалисты Центра развития детей и выбора профессии «АРТ-Личность» справедливо считают, что выбор профессии будет осознанным только тогда, когда подкреплен хотя бы минимальным базовым опытом. Поэтому здесь разработан целый ряд курсов по «примерке» разных профессий, каждый из которых предполагает погружение в рабочий процесс. Так, на тренинге «Радио» (10-13 лет) участники учатся работать с голосом, писать тексты для разных жанров радиопрограмм, сами придумывают авторские передачи и пишут к ним сценарии, берут интервью, осваивают эфирную технику. На тренинге «Менеджмент. Управление предприятием» (14-17 лет) изучают основы стратегического планирования и ведут финансовую отчетность.

На тренинге «Мобильные приложения» (14-17 лет) — осваивают все детали разработки приложений и к концу курса должны защитить собственный проект. На курсе «Эколог» (14-17 лет) — на практике исследуют экологические решения Петербурга, пробуют изучать соответствующее законодательство и опять-таки придумают собственные проекты. На курсе «Архитектура» (14-17 лет) осваивают основы экспозиции и колористики, начинают изучать архитектурные термины, типы конструкций и ГОСТы. Помимо перечисленных, здесь открыта запись на курсы «Киношкола», «Тележурналистика», «Фотография», «Журналистика», «Робототехника», «Дизайн одежды» и другие.

Кроме того, Центр организует летние лагеря профессий для школьников разных возрастов. В загородных лагерях обучение проходит еще интенсивнее, специальностей еще больше, а участник в рамках одной смены может испробовать не одну профессию, а сразу несколько. Стоимость путевки (с проездом, проживанием и питанием) — от 35 000 руб. Точное место проведения пока не объявлено, но, скажем, последние смены Центра проходили в пансионате «Восток 6» в Курортном районе, в отдельном корпусе. Длительность — 15-18 дней.

Возраст: 14-17 лет.

Длительность: от 14 часов.

Стоимость: интенсив от 6000 руб., летний лагерь от 42 000 руб. за смену.

Центр, созданный на базе психологического факультета МГУ специально с целью профориентационного тестирования и консультирования, предлагает комплексный тренинг для учащихся 8-11 классов «Профориентация 360». Двухдневный интенсив призван познакомить подростка с особенностями устройства образовательной системы и рынка труда, повысить мотивацию, активизировать жизненную позицию, помочь определиться в выборе если не профессии, то направления, а главное, научить технологиям самостоятельного осознанного выбора.

Тренинг состоит из трех основных частей: во-первых, это тестирование с использованием диагностической программы «Профориентатор», во-вторых, «Профтренинг», который позволит погрузиться в разные профессиональные ситуации, и наконец, итоговая консультация «Профэксперт».

Кроме того, «Гуманитарные технологии» предлагают и более специализированные курсы профориентации — правда, только по направлению «Экономика и бизнес». Трехнедельные курсы для подростков 14-17 лет позволяют получить опыт деятельности и оценить свой потенциал по четырем специальностям: «Управление проектами», «Маркетинг и реклама», «Финансы» и «HR». По окончании учащиеся получают характеристику с профрекомендациями экспертов по каждой из специальностей плюс комментарии психолога.

Наконец, здесь тоже есть летний профориентационный лагерь с несколькими тематическими двухнедельными сменами. Biz-смена — профкурсы и тренинги по маркетингу, финансам и управлению проектами; I-Смена — информационно-технический лагерь с профкурсами по электронике, программированию и робототехнике; DesignСмена включает курсы по графическому и web-дизайну, а также дизайну среды, BioСмена — курсы по медицине, экологии и биотехнологии, SocialСмена — по психологии, HR, Event-менеджменту, а МедиаСмена — по специальностям «Телерадиоведущий», «Журналист» и «Продюсер». Обучение по каждому направлению включает мастер-классы с профессионалами в своих областях, профтренинги, а также работу над собственными проектами. Точное место проведения пока не известно (но есть риск, что это Подмосковье).

Возраст: 14-17 лет.

Длительность: 1-3 недели.

Стоимость: курсы — от 3200 руб., лагерь — от 19 800 руб.

«Атлас таланта» проводит профориентационные тренинги и в городе, и в загородных лагерях. В городе — тренинг самопознания и профессионального самоопределения «Лаборатория твоего будущего», состоящий из четырех двухчасовых занятий раз в неделю. В ходе курсов участники пытаются соотносить требования тех или иных профессий со своими способностями и интересами, разбирают свои сильные и слабые стороны, анализируют рынок труда.

Другое предложение, лагерь «Серфинг по профессиям» — авторская программа, позволяющая погрузиться в суть целого ряда специальностей: так, смены 2016 включают психологию, журналистику, физику, режиссуру, IT, event-менеджмент и научную деятельность. Длятся летние смены, как правило, две недели. Ориентировочное место проведения — пансионат в поселке Репино.

Возраст: 15-17 лет.

Длительность: 2 недели.

Стоимость: цена летней смены еще не озвучена, ориентировочно — около 21 000 руб.

«Мы вместе» — специальный профориентационный лагерь от Высшей школы экономики, созданный совместно со студенческой организацией «Школа тренинга». Лагерь проводится дважды в год в течение вот уже двенадцати лет. Он идеально подойдет тем, кто метит в ВШУ, но еще не определился с факультетом: в лагерь приезжают студенты разных факультетов, рассказывают о системе поступления, о том, как готовиться к ЕГЭ, чтобы сдать его максимально эффективно.

А главное, участники смогут примерить на себя несколько профессий, поучаствовать в мастер-классах и деловых играх, поработать в команде. Смена проходит в Подмосковье, но записаться могут участники и из других регионов.

Возраст: 10-14 лет.

Длительность: 2 недели.

Стоимость: стоимость путевок на лето еще не опубликована.

Сеть образовательных центров «Юниум» тем временем устраивает профориентационные лагеря для ребят помладше. За смену школьники смогут примерить на себя сразу несколько профессий: шеф-повара, врача, web-дизайнера, инженера, event-менеджера.

Изучение каждой профессии включает четыре этапа: теоретический обзор, экспертный час с лекцией от представителя профессии, формирование навыка и ролевую игру с применением полученных знаний. Разместят участников, скорее всего, в пансионате в поселке Репино.

Возраст: 12-17 лет.

Длительность: каждая экскурсия — 4-8 часов.

Стоимость: от 12 500 руб. за группу (25 человек).

Центр профориентации «Про мир», помимо профориентационных тестов и тренингов, специализируется на организации и проведении экскурсий на предприятия и промышленные объекты. В «ассортименте» центра есть экскурсии на предприятия самых разных сфер и отраслей: от кондитерских фабрик до закулисья театров и телестудий; исключением не становятся даже закрытые и режимные объекты (например, ЛАЭС или Петербургский метрополитен). Каждая поездка предполагает изучение всех этапов производственного цикла и сопровождается интересным рассказом.

Помимо отдельных экскурсий, есть целые курсы и серии, например, «Юный промышленник». К сожалению, экскурсии проводятся только для организованных групп — что, конечно, усложняет процесс посещения.

Длительность: 3 дня.

Каждую осень Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет организует профориентационную практику для десятиклассников. Трехдневная программа включает экскурсии, ознакомительные лекции и лабораторные работы на разных факультетах (отдельно по техническим, гуманитарным и экономическим направлениям), встречу с проректором и с представителями Центра «Абитуриент» и игру-квест Electro-Race.

Отличная возможность посмотреть на жизнь вуза изнутри, предполагающая гораздо более глубокое погружение, чем традиционные Дни открытых дверей. Участие бесплатное, но придется оформить направление от школы.

Возраст: от 8 до 16 лет.

Длительность: от 4.5 мес. до года.

Стоимость: стоимость абонемента на несколько курсов на 4.5 месяца — от 12 900 руб., стоимость отдельного курса — от 5300 руб.

Вариант для тех, кого явно тянет к гуманитарным творческим профессиям, но пока непонятно, к каким именно. Для детей от 8 до 16 лет здесь есть годичные курсы рисования, видеоблоггинга, тележурналистики и техники речи, риторики и ораторского мастерства, видеосъемки, видеомонтажа, фотографии, анимации и даже спортивного комментирования. Что самое удобное с точки зрения профориентации — можно вместо отдельных курсов купить безлимитный абонемент, походить на все понемножку и постепенно определиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×