Oc-windows.ru

IT Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки живописи акварелью натюрморт

Как нарисовать натюрморт акварелью

Сочетание вина, винограда и сыра вызывает приятные ассоциации с уютом и напоминает о Франции. Такой работой можно украсить, например, кухню. Данный урок поможет научиться рисовать натюрморт в технике акварельная графика. Материалы для выполнения рисунка:

Перед началом работы следует закрепить бумагу, чтобы она не загибалась под воздействием влаги. Это можно сделать при помощи зажимов, скотча, кнопок или любых других доступных приспособлений. Затем нужно определиться с размерами и пропорциями.

Намечаются примерные габариты корзины, ручки от нее и бутылки вина.

Стираются лишние линии корзины, намечаются два кусочка сыра.

Кусочки сыра детализируются. Прорисовывается гроздь винограда. Ягоды, расположенные снаружи, имеют круглую форму, другие – спрятаны внутри грози и видны только частично.

Прорисовывается клетчатая салфетка, которая находится внутри корзины.

Детализируется бутылка вина. Пробка, как правило, прячется за специальную оболочку. Сама поверхность бутылки стеклянная, для неё характерны блики, отражения и резкий контраст света и тени.

Детализируется ручка корзины – она плетеная и объемная, поэтому помимо переплетений нужно отметить области света и тени. На самой корзине намечаются конструктивные вертикальные элементы – они формируют прочный каркас.

Намечается горизонтальное плетение на корзине – эти линии помогут в дальнейшем наносить акварель параллельными мазками.

Намечается прямоугольник на заднем плане (можно использовать для этого линейку). Серо-голубым оттенком акварели заполняется бутылка (блики оставляются чистыми!). Розовый оттенок наносится на верхнюю часть бутылки и на некоторые виноградины.

Разными оттенками розового заполняются виноградины и некоторые клетки на салфетке. На треугольник сыра наносится светло-желтый оттенок.

Наносится тень на верхнюю часть бутылки и на само стекло. Также тени наносятся на салфетку. Начинаем наносить объем на виноград – прорисовывая каждую ягодку отдельно. На треугольник сыра наносятся «сырные отверстия». На круглый сыр наносится легкая тень.

Светло-зеленым оттенком заполняется фоновый прямоугольник. Для этого в палитре нужно смешать с водой акварель нужного цвета – чтобы хватило на весь прямоугольник сразу.

Прорисовывается гроздь винограда – наружные ягоды более светлые, внутренние приглушенного оттенка. На бутылке утемняется стекло. Начинается проработка корзины, начинать лучше с ручки.

Наносится теплый желто-коричневый оттенок на всю поверхность корзины и ручки. Также намечаются теневые участки.

Продолжается проработка корзины.

На корзину наносится «плетение» — параллельными мазками акварели (они могут пересекаться или накладываться).

Завершается деталировка корзины и ручки. На оба куска сыра наносятся тени и детали. Салфетка также детализируется – затемняются тени бордовым оттенком. Прорисовываются падающие тени от сыра, корзины и винограда. Стираются лишние карандашные линии. Натюрморт готов!

Уроки живописи акварелью натюрморт

1. Необходимо отнестись к занятиям с максимальным вниманием и за­пастись терпением.

2. Желательно, чтобы занятия живописью были регулярными, это по­может обеспечить постоянный рост профессиональных знаний и на­выков.

3. Изобразив карандашом, натюрморт в общих очертаниях (размер 30 х 40 см), переходим к его красочному исполнению.

4. Краски, которые вы наносите на холст, могут быть по своему состоя­нию жидкими, полужидкими или очень густыми. В процессе своей ра­боты над натюрмортом, применяя кисти, вы проанализируете, как от степени жидкости краски зависят ее живописные свойства.

5. Каждая краска набирается из тюбика в небольшом количестве и кла­дется на белую палитру в определенном порядке — с одной стороны располагаются холодные оттенки, с другой стороны — теплые оттен­ки. Данный порядок облегчает работу художника с палитрой.

6. Затем на палитре подбираются нужные цвета и оттенки и составляют­ся красочные смеси. Старайтесь не смешивать более трех красок.

7. Подобранные смеси прописывайте на белой бумаге, чтобы предвари­тельно проверить качество оттенка, который нужно внести в картину.

8. Найдя нужный цвет, положите его в картине так, как вы ощущаете его в натуре.

9. Прежде чем набрать на кисть новые цветовые оттенки, кисть необхо­димо тщательно прополоскать в воде.

10. Красочные мазки накладываются на плоскость холста иногда кон­чиком кисти, но в основном исполнение картины ведется почти всей плоскостью меха кисти.

11. Не следует по одному месту холста (или бумаги) несколько раз про­кладывать краску, ибо это приводит к образованию грязных пятен в картине.

12. Приемы живописи гуашью в общих чертах те же, что и черно – белом варианте (гризайль).

В работе цветом большое значение имеет хороший набор красок и хорошее знание своего набора красок. Воспользуйтесь материалами, как акварель + белила гуашевые, палитра при этом становиться богаче.

13. Важно, вести всю работу одновременно, т.е. соблюдая отношения цветовых тонов разных предметов и тем самым, стремясь установить на изображении верные тональные отношения.

Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность.

  1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, пе­редающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
  2. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей компози­ции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
  3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
  4. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите сле­дующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.

Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.

Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые в общем должны быть противоположны холодному свету, т.е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).

  1. Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:

    если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,

    если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.

    Эти явления хорошо передал в своей картине «Пионерка — вожатая» художник Н. А. Касаткин.

    2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

    Третий этап заключительный. Синтез – подведение итогов над работой.

    В основном направлен окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.

    1. В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка: какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.
    2. Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

    Умение вести длительную, кропотливую работу над живописной карти­ной будет приходить к вам по мере усвоения многих основных законов и правил искусства живописи, после того как вы научитесь видеть и исправ­лять свои ошибки.

    Следует помнить, что расстояние от постановки натюрморта до рисующего обычно составляет от 1,5 до 2 м. Рисующий всегда садится так, чтобы видеть натуру без искаже­ний, то есть «лицом к лицу» (фронтально).

    Постановка натюрморта и холст (бумага), на котором вы ведете , изображение, должны быть освещены единым общим светом. Нель­зя допускать ситуации, когда, например, постановка натюрморта освещается светом из окна, а ваш холст (бумага) освещены элект­рическим светом от торшера, стоящего рядом. Ибо каждое осве­щение имеет свой определенный оттенок и поэтому по-разному окрашивает окружающее пространство, что вносит большую пу­таницу в цветовые оттенки картины начинающего художника.

    Уроки акварельной живописи

    Уроки акварельной живописи— перед тем, как заняться уроком живописи, настоятельно рекомендую вам пройти уроки рисунка. Можно проводить обучение параллельно, но не начинайте уроков живописи без знания основ рисунка. А так-же, необходимо пройти занятие по цветоведению. Не забывайте каждодневно делать наброски. Тогда вы будете подготовлены к изучению следующего материала. Начинаем уроки акварельной живописи.

    Урок 1 по акварельной живописи- рисунок под акварель:

    Рисунок под акварель: ставите натюрморт, для начала не сложный. В нем должны присутствовать два- три предмета и драппировка без рисунка. Планшет нужно использовать обязательно. О бумаге мы говорили здесь.

    а) Делаем рисунок. Для этого берете карандаш Т-ТМ (что- бы не оставлять лишний графит на бумаге), заструженный вот так, потому что: очень важно во время работы над рисунком под акварель не повредить верхний слой бумаги и иметь полный обзор работы. Заструживать карандаш нужно тщательно и тонко, но когда как обычно- под рисунок, то получаются слишком видимые или широкие штрихи, сильно врезающиеся в бумагу. Для акварели это не допустимо. Притом, карандаш, заточенный под акварель, держится в руке во время работы под малым углом относительно плоскости бумаги, примерно под 5-10 градусов не более (потому и дерево соструживается сильно), так, что острием вы работаете очень аккуратно, касаясь только его краешком. Это в идеале.

    Вообще, совсем не обязательно каждый раз делать рисунок под акварель. Нечего под акварельную краску каждый раз накладывать ненужный слой графита. Когда вам будет не сложно визуально замечать все будущие тональные переходы, то достаточно будет только слегка намечать предметы. А вот при поступлении в ВУЗ, на экзамене, как раз хорошо показать свои знания и похвастаться умением делать рисунок под акварель.
    Итак, легонько, не надавливая на бумагу начинаете рисовать.

    б) Находите границы натюрморта в листе.

    в) Находите место каждого предмета в листе. Без нажимов, еле заметно, рисуете очертания предметов с элементами построения. Все линии построения должны быть еле видны. Вы должны быть предельно осторожны, чтобы не повредить верхний слой бумаги. Рисунок под акварель отличается от обычного рисунка.

    г) С помощью легкого штриха нужно отделять свет от тени, ложа штрих по форме. Начинайте штриховать с излома формы, где свет переходит в полутон и продолжайте вести штриховку в сторону теней. Это важно, чтобы определить место света и тени, и уловить распределение полутонов по форме.
    А вы уже знаете, какую роль в живописи играют свет и тень из наших уроков цветоведения. Рисунок под акварель должен быть таким:


    Поближе это будет выглядеть вот так:

    Уроки акварельной живописи

    Урок 2 — организация рабочего пространства:

    После того, как рисунок под акварель будет готов, определимся с организацией рабочего пространства.

    а) На полу не должно быть ничего, чтобы не запачкать краской.

    б) Кисти готовы (беличьи, круглые), краски тоже, краски лучше всего- «Ленинград»- профессиональная художественная акварель, на худой конец медовые, но в идеальном варианте именно «Ленинград», она практически не имеет недостатков, которые есть во множественном количестве в других акварельных красках.

    в) Места для работы у вас должно быть достаточно.

    г) Водой тоже запаслись, поговорим о палитре. Палитра- представляет собой небольшой клочек бумаги с гладкой поверхностью, например, четверт листа обычной почтовой открытки. Никаких пластмассовых, стеклянных палитр лучше не использовать. Дело в том, что на пластмассовой поверхности замешанная краска будет скатываться в каплю, по этому, определить цвет замеса будет трудно. Палитра с поверхностью как у почтовой открытки имеет другие свойства. При этом, в процессе работы вы будете держать ее постоянно в руке, сможете определить цвет каждого замеса.

    С рабочим пространством мы решили, следующим шагом будет цветовой эскиз.

    Урок 3 — цветовой эскиз:

    Используйте круглые беличьи кисти. Номерами большими можно заливать большие области, номерами поменьше- прорабатывать детали. Универсальный номер- тройка, четверка.
    Берем четверть альбомного листа, крепим к мольберту и приступаем к работе.

    Намечаем расположение предметов в натюрморте. В этом эскизе мы определим цветовое решение нашей композиции. В ней присутствуют предметы, один из них будет доминантен. Его вы выбираете сами- то-ли по размеру, то-ли по активному цвету, то-ли по величине пятна. Назовем его «генералом». Все остальные предметы (пятна) будут строиться по рангу за доминантным, с которого и будем начинать. Замешиваем цвет нашего предмета, при этом замечу, что в этом замесе должны присутствовать цвет света, локальный цвет, цвет гаммы. И заливаем наш доминант.

    После чего, в этот-же замес добавляете (по рангу) цвет следующего предмета (пятна). Таким образом, в цвете второго пятна будут присутствовать цвет света, цвет гаммы, локальный цвет и цвет доминантного пятна. Нашли цвет на палитре и заливаете второе пятно. Между ними будет существовать связь. Они уже будут частью одной композиции. Потом, в тот-же замес на палитре (лишний замес можно слить, смахнуть кистью, оставьте столько, сколько нужно) замешиваете цвет третьего пятна и по аналогии заливаете все пятна. В самом последнем пятне, например в фоне, будут присутствовать все цвета композиции.

    Следующим шагом будет решение теней в композиции. Замешиваем тень нашего генерала, заливаем его тень, и по аналогии заливаем все остальные тени, замешивая цвет на одной палитре.
    Замечание: если палитра пропиталась краской, то берем чистый листик, переносим часть замеса на него и продолжаем работать.

    Вот два примера цветового решения эскиза:
    Когда свет теплый а тени холодные:

    Когда свет холодный а тени теплые:

    Уроки акварельной живописи

    Урок 4 акварельная живопись- выполнение работы:

    После того, как мы определились с цветовым решением композиции, крепим готовый эскиз в верхний угол мольберта и ставим планшет с подготовленным рисунком. Приступая к работе на планшете берем мокрую губку или мочалку и осторожно смываем планшет. Это делается для того, чтобы смыть с бумаги остатки жира- краска не будет скатываться. Подождите пока высохнет и продолжаем дальше.

    Мы определили наши действия в эскизе, теперь можем проделать то-же самое на планшете. Заливаем свет, тени, прорабатываем основные полутона по рисунку, где определили место каждому из них.

    Замечание: акварельная живопись требует осторожности, в одном месте должно быть не более трех мазков, иначе бумага не будет просвечиваться (в чем и заключается красота самой акварели). В результате многократного наложения цветовых пятен получится грязь. Такое высказывание, как- больше грязи-больше связи нам не подойдет. Будьте аккуратны.

    Как в рисунке мы прорабатываем форму штрихом, так в живописи мы прорабатываем форму мазками, цветом. Кисть выполняет функцию карандаша. При выполнении работы вы должны помнить девиз: Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!.

    Чтобы усвоить материал, нужно будет написать не один натюрморт- самое легкое, где вы можете применить свои знания. Посложнее пойдет с портретом, фигурой, пейзажем. Но законы остаются те-же самые, и никогда не меняются. Только на первый взгляд это кажется сложным, но начав работать вы увидите, что это захватывающе интересно.

    Вот пример выполнения акварели. Попробуйте сделать лучше. У вас получится! Писать акварель нужно исключительно при дневном освещении. Поначалу не стремитесь заканчивать работу, если лимит наложения мазков исчерпан, оставьте все как есть- не наделаете грязи. Не законченная чистая работа лучше затертой и грязной законченной.

    Посмотрите теперь на следующую работу, выполненную акварелью.

    Чтобы не быть голословным, заметьте, что работа написана с использованием всех законов, которые мы изучали на уроке цветоведение. Посмотрите, как играет холодный свет на шлеме, подчеркивая материал, из которого он сделан. И как решил художник тени- бархатные, теплые. Посмотрите на красную драппировку- на переднем плане она имеет холодный оттенок, но удаляясь- теплеет, по цвету гаснет, приобретая коричневатые оттенки, а в тени ее цвет зажигается. Свет шлема решен в холодной гамме, а уже свет щита (за шлемом)- имеет теплые нотки, хотя сделан из такого- же материала. Доминирующее пятно- шлем, за ним идет красная драппировка, а потом по убыванию другие пятна. Попробуйте найти дома предметы из дерева, керамики, металла, ткани и пишите, стараясь передать материал. Не старайтесь писать очень аккуратно, пусть краска течет, растикается. Пусть работа будет «сочной». Такая аккуратность, как в этой работе достигается не сразу, а по результату долгого периода кропотливого труда.

    agata_behexter

    Мир в красках

    «Если ты не скажешь этого сегодня, завтра будет таким же как вчера.»

    Урок рисования акварелью. Натюрморт с апельсинами

    С помощью акварельной бумаги и нескольких цветов акварельной краски несложно создать действительно интересную картину. В этом уроке по созданию натюрморта с апельсинами и перечницей нам понадобятся такие цвета, как синий кобальт, красный и желтый кадмий. Смешение таких составляющих позволит получить те цвета, что необходимы нам в работе, Впрочем. обо всем по порядку.

    В конечном итоге у нас должен получится вот такой натюрморт.

    Смешивание акварельных красок, а потом создание ими рисунка – истинное удовольствие. Впрочем, трудно сказать заранее, как именно ляжет краска, где слой краски будет более густым, а где – более прозрачным. Этот непредсказуемый эффект акварели делает ее особенно привлекательной в глазах многих художников. Однако, по этой же причине акварель требует особенного к себе отношения.

    От момента прикосновения краски к бумаги зависит весь рисунок. Консистенция разведенной краски определяет прозрачность либо плотность наносимого слоя. По этой причине в акварельной живописи важны не только краски, но и фактура бумаги, а также объем воды, применяемой для размешивания красок либо для использования чистой кисточки.

    Фактура бумаги обуславливает финальный результат, поскольку если краска не растекается, а накапливается, то реализовать эффект светотени будет значительно сложнее.

    Акварельные цвета отличаются особенной нежностью. Тон в акварельной живописи можно получить за счет наложения друг на друга множества полупрозрачных слоев краски. Акварель отличается воистину мягкими оттенками, особой “акварельности”.

    При работе с акварелью помните, что вода в баночке должна оставаться чистой. Если вода будет мутной, то мутной станет и разводимая краска. Ну а грязной краски на картине не пожелаешь и врагу, разве что таков ваш художественный замысел.

    Создаем набросок

    Прорисуйте контур предметов с помощью карандаша 2В. Если нужно, можно воспользоваться координатной сеткой. В любом случае, о деталях на данном этапе работы речь не идет. Используйте тонкие карандашные линии, так как вам придется не один раз стирать их резинкой. Также заранее отметьте световые блики.

    Форма перечницы

    С помощью воды разведите синий кобальт, возьмите кисть и нанесите краску на всю область перечницы, не затрагивая лишь области, отведенные под блики. Теперь синий кобальт нужно развести еще больше, после чего покройте такой краской, которая должна быть почти прозрачной, область бликов.

    Закрашиваем кружку и апельсины

    Для кружки нам понадобится синяя краска, достаточно сильно разведенная водой, так чтобы цвет кружки был лишь слегка намечен. На правой части кружки, равно как внутри ее ободка, нужно использовать чуть более темный синий цвет. Для апельсинов нам потребуется фоновый оттенок, приготовить который можно, сильно разбавив водой желтый кадмий. Закрасьте апельсины, не трогая области для бликов. Избыток краски можно снять бумажной салфеткой.

    Детализация

    Подождем, пока фоновый слой краски полностью не высохнет. Теперь начинаем наносить более насыщенный синий цвет на перечницу, для чего используется синий кобальт, разводить который следует меньшим объемом воды. В нескольких областях перечницы следует использовать более насыщенный цвет, а именно, в правой ее стороне, в нижней области и прямо под крышкой. Это позволит сделать перечницу более объемной. Не забывайте про области бликов. Также проведите две яркие синие линии на кружке. Эти линии – часть рисунка кружки.

    Даже если бумага сильно пропитается водой, ничего страшного. Да, она может сморщиться, но потом расправится после того, как высохнет.

    Добавляем тени

    С помощью тонкой кисточки возьмите густую краску синего цвета и добавьте мазки туда, где тень от кружки попадает на перечницу. С использованием той же краской выделите контур перечницы справа, после чего прорисуйте тень, которая расположена под крышкой.

    Форма для кружки

    Для прорисовки формы мы будем использовать фиолетовый цвет, получить который можно, смешав желтый кадмий, красный кадмий и синий кобальт. С помощью тонкой кисточки закрашивайте внутренний ободок кружки и делайте тон менее насыщенным по мере того, как будете перемещаться к середине кружки. Затем с помощью этого же фиолетового цвета закрасьте декоративную линию, что проходит по середине внешней части кружки.

    Детализация теней

    Сделайте фиолетовый цвет еще более интенсивным и прорисуйте тень, которая проходит вдоль контура с правой части кружки, а также под верхним ободом. Теперь промокните краску бумажкой салфеткой, чтобы линия перестала быть такой четкой. Также это поможет убрать немного жидкости и тень будет выглядеть более дымчатой. Сделайте цвет на ручке кружки чуть более интенсивным. Теперь добавьте менее насыщенную полосу, чтобы указать место, где будет проходить блик.

    Прорисовка апельсинов

    Чтобы сделать насыщенный оранжевый цвет смешайте красный и желтый кадмий. Закрашивайте апельсины используя тонкую кисть. Желательно наносить краску таким образом, чтобы через нее проступал фоновый светлый оттенок, за счет чего удастся передать эффект пористости кожуры апельсина. В нижней области каждого апельсина добавьте немножко красного кадмия, чтобы выделить его округлость.

    Добавляем отражения

    На перечнице нужно прорисовать отражения апельсина. Для этого на подготовленный ранее блик следует добавить немного оранжевой краски, которая затем разбавляется капелькой воды, чтобы цвет стал менее ярким.

    Глубина тени

    Разбавим оранжевый красным кадмием и нанесем новый слой краски в нижней области каждого фрукта. Мазки должны повторять форму апельсинов. Оранжевый будет насыщенным, поэтому добавьте к нему капельку синего кобальта и красного кадмия, что позволит получить темный оттенок синего цвета. Теперь прорисуйте области, где объекты натюрморта пересекаются – перечница с кружкой и апельсином. Осталось дождаться, пока картина высохнет.

    Тени на переднем плане

    С помощью более толстой кисти нанесите фиолетовые мазки под объектами. Чем тень ближе к объекту, тем тень должна быть более темной. Теперь добавьте на рисунок чуточку воды, чтобы краска растеклась, потом промокните самые мокрые места бумажной салфеткой и подождите, пока рисунок не высохнет.

    Подготовка фона Обмакните кисть в чистой воде и прорисуйте арку позади объектов. Важно, чтобы вода не попала на прорисованные части рисунка.

    Фон и тени

    Теперь рисунок нужно перевернуть вверх ногами. Далее с помощью тонкой кисточки проведите по краю сделанной ранее арки фиолетовую линию. При этом краска должна растечься по бумаге, которую нужно предварительно смочить. Не забывайте промокать краску, так чтобы она не затекла на объекты. Когда рисунок высохнет, с помощью интенсивного фиолетового цвета добавьте тени от кружки, апельсинов и перечницы. Далее нужно размыть грани теней, для чего понадобится чистая кисточка, предварительно пропитанная водой.

    Готовый натюрморт

    Ну что ж, посмотрим, что у нас получилось.

    А) Фактура. Фактурность кожуры апельсинов сделана благодаря тому, что через интенсивный оранжевый оттенок проступают светлые пятна.

    Б) Четкие линии. Чтобы создать эффект четкости линий прорисовывались глубокие тени, благодаря чему перечница контрастирует с расположенными рядом объектами.

    В) Изогнутые линии. Внутренняя область кружки прописана бледно-голубой краской в тех местах, где попадает свет. Чтобы сделать кружку более объемной и округлой мы использовали более интенсивный синий цвет в левой части кружки, куда прямые лучи не попадают.

    Читать еще:  Видео уроки по работе с вордом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×